search
main
0

На энтузиазме долго не проедешь. Количество учителей-подвижников, готовых работать за спасибо, стремительно сокращается

Для Рязанской области институт развития образования – альма-матер всех учителей и мекка передовых педагогических идей. Судите сами – конкурсы, гранты, международные проекты. А возглавляет его Анна КУВШИНКОВА, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России.

Головная боль. Одна на всех

– Анна Дмитриевна, вы чаще всех общаетесь с учителями и лучше других знаете, как они реагируют на национальный проект.

– Эти гранты не могут решить все проблемы, которые стоят перед учителями. В нашем регионе только 75 учителей получат по 100000 рублей, а что будут делать остальные 20000? В некоторых образовательных учреждениях неоднозначное отношение к этому, в других, наоборот, поддерживают тех, кого выдвигают. Конечно, очень хорошо, что школы могут «заработать» свой миллион для того, чтобы обеспечить необходимое качество образования. Но параллельно с национальным проектом должна идти поддержка всех образовательных учреждений.

– Что будет происходить с теми учителями и школами, которые не получат денег?

– Кто-то из них может и будет обижен, но в основной массе учителя – подвижники. Они будут работать, потому что в школе уже сегодня остались те, кто любит эту профессию, кому общение с детьми доставляет удовольствие. На мой взгляд, этим качеством пользоваться так долго неправильно. На голом энтузиазме в наше время далеко не уедешь.

– В вашем институте есть локальная сеть, выход в интернет, вы активно участвуете в создании различных информационных баз данных. Расскажите об этом поподробнее.

– Действительно, в информатизации образования мы принимаем участие много лет, с 1989 года у нас существует соответствующая кафедра. Техника, которая поступает в наш регион, быстро устаревает. И если мы хотим достойно войти в информационное пространство, то нужно постоянно совершенствовать компьютерную базу, создавать локальные сети, осуществлять подготовку кадров, чтобы дать возможность выхода в интернет всем образовательным учреждениям региона.

– Сегодня у методической службы в стране одна головная боль на всех – где найти молодые кадры?

– Действительно, тут у нас возникает много проблем, потому что нет простора дополнительному профессиональному образованию. В социальном плане сотрудники наших методических служб – самая необеспеченная категория. На преподавателей, которые работают на кафедрах институтов повышения квалификации, не распространяются надбавки за ученые степени и должности, которые существуют у преподавателей вузов. Хорошо, что в нашем институте они есть, но этот вопрос решен не во всех регионах.

– И в таких условиях вы умудряетесь проводить различные конкурсы, конференции, смотры?

– Недавно мы провели региональный конкурс методических служб, победителей из Рязани и Захаровского района направим на зональный конкурс. В сентябре РИРО планирует проведение региональной конференции по актуальным проблемам деятельности муниципальных методических служб. Кроме этого, мы занимаемся разработкой проекта по гражданско-правовому образованию, научно-методическому обеспечению предпрофильной подготовки, профильного обучения, ЕГЭ. В прошлом году мы выиграли грант в сумме 37000 долларов на адаптацию материалов эксперимента по реформе образования. У нас работает лаборатория проблем регионализации образования, которая в 2005 году получила грант правительства Рязанской области на разработку регионального учебника по истории.

– Кроме этого, у вас есть и международные проекты…

– Мы активно сотрудничаем с институтом усовершенствования учителей земли Тюрингия в Германии. В ноябре им исполнится 15 лет, а нам скоро 70. У нас тройственный договор, в котором участвует и Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина. Мы повышаем квалификацию немецких учителей русского языка, они, наоборот, обучают наших учителей немецкого языка. Есть у нашего института и другой проект с Государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге. Мы исследуем роль аудиовизуального потока в изобразительном искусстве, проводим опытно-экспериментальную работу на базе нашего художественного музея и двух школ г. Рязани – 11-й и 63-й.

Возраст – не показатель

– Проблемы аграрного региона отражаются на образовании, какие вы видите подводные камни в реформировании системы?

– Это прежде всего специфика работы сельских малочисленных школ, в которых неминуемо возникнут проблемы с подушевым финансированием и реструктуризацией. Сегодня специалисты РИРО ведут научно-исследовательскую работу в наших муниципальных образованиях, они ищут оптимальный вариант для каждого конкретного случая.

– Если отменят для сельских учителей отсрочку от армии, что вы будете делать, ведь не секрет, что для школ зачастую это единственная возможность заполучить молодого учителя.

– Очевидно, что кадровая ситуация усугубится, сегодня до 27 лет эти учителя остаются и работают прекрасно в селе. С моей точки зрения, возраст – не показатель. Молодой учитель от Бога, который проработал всего два года, часто дает фору более старшему поколению. В сельских школах такие учителя за пять лет прирастают к земле, они строят дома, заводят семьи. А потом, когда проходит срок отсрочки, навсегда остаются в селе.

– Каких учителей не хватает в Рязанской области?

– Конечно, специалистов иностранного языка. Для нас – это проблема номер один. Причем их не хватает не только в сельской местности, но и в городских школах.

– Ваши планы на будущее как ректора института развития образования?

– Мы бы хотели быть нужными региону, поэтому стараемся разнообразить тематику курсов, создавая условия для оптимального повышения квалификации.

Рязань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте