Маленькое село, маленькая школа. В ней недавно появился интернет. Это очень хорошо, национальный проект работает! Никто из жителей села выхода в Сеть пока не имеет. А вот сайтик школы уже есть.
Сайт простой: фото школы, список учителей, проблема, над которой школа как бы работает, немножко про ее историю. Зачем он нужен? Кому? Никому, конечно, но зато во всех разных отчетах пройдет цифра школьного сайтопроизводства в районе, области… Если кто-то станет утверждать, что таких сайтиков нет, то запустите поиск в Сети, посмотрите. Информационный мусор – такой же мусор, как и всякий прочий… Если же посмотреть рекомендации по созданию и сопровождению школьных сайтов, то невооруженным глазом видно – работа большая и сложная. Если делать не для бессмысленной галочки, а по-настоящему.
Конечно, есть очень хорошие школьные сайты. Возможно, их создают энтузиасты, или же администрация школы нашла некие финансовые резервы для оплаты этого труда. Самое лучшее – если энтузиасты работают, администрация оплачивает. По моей прикидке таких сайтов столь же мало, как и совсем примитивных.
Хочется дать прогноз и посмотреть, сбудется ли он: через некоторое время на каких-то властных или научно-педагогических высотах будет проанализировано все это школьное сайтостроительство, обнаружится, что очень многие сайты примитивны, никому не нужны, мертвы, и будет дана команда: уничтожить мусор! Такие сайты не жалко, жалко труда, на них потраченного. А ведь уже сейчас, без специсследований, видно, что тратить этот труд во многих и многих случаях не надо!
В идеале любое новшество, любая инновация должны снимать существующие противоречия, решать проблемы, приводить к улучшению системы. От противоречия, от проблемы – к решению, если надо – через инновацию (это не всегда надо) – нормальный путь. Сейчас же нередко стали телегу ставить впереди лошади: вынь да положь инновацию, а какое противоречие она преодолевает, какую проблему решает, что реально улучшает – эти вопросы что-то забываются… Понятно, что «мода – деспот меж людей», однако в педагогике мода нередко превращается в деспотичного демона, бессмысленно пожирающего время и силы людей…
Компьютеризация, информатизация, сайтостроительство какие проблемы в образовании могли бы решить, что можно улучшить? Если бы я был родителем будущего первоклассника и имел бы возможность отдать своего ребенка в одну из нескольких школ, чего бы я хотел от школьных сайтов? Я хотел бы иметь возможность сопоставить эти школы между собой, причем информацию хотел бы иметь максимально точную, объективную. Скоро в школы деньги должны пойти вслед за учеником. Вот я и хотел бы дать деньги (через государство) лучшей школе. Могу я это сделать, осматривая ныне существующие школьные сайты? Нет, конечно. Потому что «каждый кулик…», каждая школа пытается представить себя в лучшем виде. Отсюда, думается, следует необходимость разработать такой универсальный информационный шаблон для всех школ, после заполнения которого и представления на сайтах родителям можно будет решить обозначенную задачу. Правда, тут же возникает и большая проблема: школы из последних авторитетом пользоваться не будут, это станет способствовать усилению учебно-воспитательного процесса в них, сильнейшие кадры в эти школы идти не захотят, школа будет падать все ниже и ниже… Но – «оптимистичная трагедия» – это может заставить органы управления усилить внимание к таким школам, заставить подумать, как выправить положение. Будет так? Тогда, глядишь, в целом образование пойдет снизу вверх…
Параллельно можно решить и другую важную задачу: на сайтах должна быть отражена вся та информация, которая позволит органам управления, конкурсным комиссиям определять лучшие школы в тех или иных конкурсах и смотрах, в частности, в конкурсе на лучшую школу в рамках приоритетного национального проекта. Сейчас обычно для участия в конкурсе директор, замы, учителя делают огромные усилия по сбору и оформлению информации. Конкурс прошел – информация отправляется в архив. Через время эта же информация может стать нужной для других целей, органы управления, например, возьмут и затребуют ее, но часто шаблоны документов вдруг почему-то меняются – и сидит опять административный аппарат, перелопачивает старую информацию, переоформляет ее… Если бы мы посчитали потери времени на эту работу – в ужас пришли бы, но никто никогда этого не считает. Так вот в идеале надо бы сделать так, чтобы через сайт школы любой орган управления, любая конкурсная комиссия, любые исследователи педагогики могли получить всю нужную информацию. И было бы совсем хорошо, если бы постоянно на сайтах региональных министерств образования школы упорядочивались по рейтингу, и было бы видно, кто в текущем году имеет наивысшие шансы на получение миллиона. По рейтингу на определенную дату школы и получают его. Не потребуется авральная работа, все будет идти планомерно и последовательно… Мечты? Несбыточные?
Было бы очень полезно, если бы существовал специальный раздел на сайте, в котором отражались бы все те проблемы, материальные и нематериальные, которые администрация школы, учителя, родители, учащиеся считают нужным обнародовать. Устранение противоречий, решение проблем – это и есть прогресс. Если система управления нацелена на него, то такая информация ей необходима. А публичность позволяет видеть всем, есть движение вперед или его очень уж мало. Сейчас протекающая крыша, например, может капать на голову директора школы годами, но в официальных сводках эта проблема отражается не всегда. А так – можно посмотреть архивы школьных сайтов (их нужно иметь, сохранять, предъявлять всем запрашивающим) и увидеть, каково реальное положение дел в этом вопросе. Впрочем, это предложение органами управления, наверное, принято не будет никогда…
Конечно, нужно создать не только шаблоны документов, общие для всех школ, но и программу по их автоматической обработке. Современная мощь компьютеров, программное обеспечение, пропускная способность сетей, наличие квалифицированных программистов, думается, позволяют решить эту задачу. Когда?
Такой же подход применим и к учителям. Сейчас на сайтах обычно можно увидеть фото учителя и несколько слов о нем. Возможно ли создать такой шаблон, который позволил бы видеть работу учителя максимально полно, точно, объективно? Чтобы после автоматической обработки всех шаблонов было видно, кто есть кто и кто становится победителем в конкурсе ПНПО в частности. Сейчас обычно те или иные документы на учителя оформляются как бы с нуля, при этом нередко и с самого учителя, и с административных работников школы семь потов сходит, пока удастся выполнить все требования инстанций разных уровней.
Думается, целесообразно было бы дать в школы не только конструктор сайтов, но и шаблоны документов всех видов, необходимые для автоматической обработки информации. Школа только заполняет шаблоны информацией и отправляет ее по определенному адресу.
Конечно, наряду с шаблонизированной частью школьного сайта нужны и части для свободного наполнения, для творчества как учителей, так и учеников. В этом плане лучшие сайты демонстрируют замечательные образцы.
Совершенно логичным было бы создание и сайтов районных управлений образования. На них вся информация для школ: приказы, письма, распоряжения, обобщенная информация, собранная по всем школам через школьные сайты, отражение всех событий, планы мероприятий.
Аналогично региональный сайт дает обобщенную информацию, собранную от школ и РУО, приказы, письма – через сайт министерств образования.
Надо только сказать об одной большой опасности: увеличение производительности работы с информацией должно вести к улучшению ее качества, к ее тщательному отбору, классификации, устранению дублирования, недопущению излишней информации. Лишняя информация не менее вредна, чем ее недостаток. При бездумном подходе Сеть и компьютеры можно завалить информационным мусором, в котором, сколько ни ройся, полезного не найдешь.
Валерий ПАСЕВИЧ, заслуженный учитель РФ, учитель информатики лузинской школы №2
Омский район, Омская область
Комментарии