search
main
0

На экране – маршал Жуков. Народный артист СССР Михаил УЛЬЯНОВ сыграл великого полководца 15 раз

Михаил Ульянов – великий мастер сцены и экрана, перед которым почтительно снимают шляпу многие его коллеги по актерскому цеху, театральные и кинокритики, которого буквально на «ура» воспринимает множество зрителей-поклонников яркого таланта. Мэтр сцены, сыграл людей не одного поколения, а на экране он памятен публике еще с черно-белого кино. Естественно, во время нашей встречи одной из наиболее интересных тем была знаковая для Михаила Александровича роль великого полководца, с образом которого для всех нас неразрывно связана Победа, Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

В самом начале беседы Михаил Александрович сказал о том, что значит для него праздник Победы: «9 Мая – великий день России для всех поколений страны и всего мира, как в прошлом, так и будущем. К сожалению, мы его немного «поистрепали» и отмечаем совсем не так, как он того достоин… Слезы наворачиваются на глаза, когда видишь жизнь участников войны, которых с каждым годом становится все меньше, некоторые из них влачат нищенское существование».

Когда же мы заговорили о воплощении на экране образа Маршала Победы, Ульянов посетовал, что в начале съемок, вопреки стремлению актера, его встреча с великим полководцем, к сожалению, так и не состоялась. Помешали обстоятельства. Георгий Константинович неважно себя чувствовал. Когда же поправился, заболел Михаил Александрович. А потом прославленный маршал ушел из жизни…

Вживаясь в образ полководца Победы, Ульянов встречался с видными военачальниками, хорошо знавшими маршала, читал литературу о Жукове, смотрел кинохронику. Он понимал всю ответственность такой актерской работы – показать зрителю столь выдающуюся историческую личность. К тому же среди зрителей были те, кто знал маршала, встречался с ним в годы войны и в мирной жизни, непосредственные участники исторических событий, которые отображались на киноэкране. Поэтому и ожидания зрителей, и требования к психологической достоверности актерской работы были очень и очень высоки. И риск оконфузиться был очень велик. Но он справился, по признаниям множества людей, в том числе истинных знатоков и ценителей кино, прекрасно. И сыграл эту роль в кино более 15 раз, что само по себе говорит о многом.

А с чего начинался его путь к актерскому искусству? Михаил Ульянов – сибиряк, вырос в небольшом городке Тара, там увидел первый в жизни спектакль, там же начал четырнадцатилетним подростком заниматься в театральной студии.

«Я всегда искал роли, которые давали бы мне возможность выразить то, что существенно сегодня, – рассказывал мне Михаил Александрович. – Естественно, как человек, живущий своим временем и жизнью своей страны, я это время чувствую, непосредственно его ощущаю – что-то мне нравится, что-то тревожит, одно вызывает беспокойство, другое – радость, третье – горечь… Но как актер я имею редчайшую возможность выразить эти чувства через роль. Вот роль и ищется, и мечтается такой, что могла бы сказать о главном».

Касаясь самых разных наболевших проблем нашей жизни, он не «срезает острые углы», говорит начистоту. Например, что касается военной реформы, затеянной в последнее десятилетие ушедшего века, то к ней у Михаила Ульянова отношение особое: «Очень много толкователей и «теоретиков» на уровне трескотни. А это должны делать профессионалы высокого ранга. И не надо изобретать велосипед. Надо внимательно изучать, как это делается в цивилизованных странах Запада, в Штатах, учитывая условия и особенности России».

Способность жить одной жизнью со своим народом, страной – пожалуй, главное в творчестве народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Михаила Ульянова. Его искусство – высочайшая степень зрелости мастера сцены и экрана, страстность гражданина, во весь голос говорящего «о времени и о себе».

Фильмы, в которых играл Ульянов, давно стали частицей нашей жизни. Это и «Битва в пути», где он сыграл Бахирева, и «Председатель», за сыгранную в нем роль Егора Трубникова артист был удостоен Государственной премии. Ульянов сыграл метростроевца Кайтанова в «Добровольцах», Дмитрия Карамазова в фильме по роману Достоевского.

Заслуживает внимания особым колоритом, богатством нюансов и сыгранная актером роль генерала Чарноты в фильме по произведению Михаила Булгакова «Бег». Обликом и перипетиями жизни рубаки-генерала Ульянов сумел передать весь трагизм Гражданской войны, судеб белоэмигрантов, оторванных от Родины. Мастер вспоминает, что это далось ему очень непросто. Мы, смотрящие этот фильм, забыли, что перед нами актер. Перед нами трагическое жизнеописание яркой личности Чарноты – в начале фильма генерала, а конце – несчастного скитальца, опустившегося и жалкого в неравной и беспощадной борьбе за выживание, и в то же время остающегося по-своему сильным духом, хотя и знающего, что обречен на неприкаянную жизнь и смерть на чужбине.

Замечательная киноработа! Можно сравнить ее с образом Дмитрия Карамазова. Персонажи очень разные, но есть и нечто их объединяющее – неистовость страстей, душевных переживаний, множество нюансов многоликого, но единого в главном, в своей основе истинно русского характера.

Ульянов известен не только своими актерскими работами в кино. Вот что говорит его партнер по Театру имени Евгения Вахтангова Василий Лановой: «Впервые я выступил с ним в спектакле «Ангела», где он играл этакого лощеного сутенера в роскошном черном парике… А потом были Сергей в «Иркутской истории», Виктор в «Варшавской мелодии», Рогожин в «Идиоте», железнодорожный рабочий Едигей в спектакле «И дольше века длится день». Так сложилась судьба, что с Ульяновым на сцене мы обычно – антагонисты. Ну не мы, конечно, а наши герои – вспомнить хотя бы «Антония и Клеопатру», «Фронт», «Равняется четырем Франциям». Признаюсь честно, с таким «соперником» приходится трудно… Но его актерский темперамент, колоссальная эмоциональность всегда заражают партнеров.

Готовность Ульянова к поиску, его творческая неуемность подкупают. Он замечательно импровизировал, играя Бригеллу в сказке «Принцесса Турандот». Это было такое пиршество фантазии!»

Есть еще один вид актерского творчества, которому Ульянов верен так же, как своей любви к театру и кино. Это чтение на радио. Такая работа в эфире требует большого искусства. В ней тоже нужно вживаться в роль, читать так, чтобы передать слушателю всю гамму эмоций, тональность произведения.

«Моя работа на радио, – говорит Михаил Александрович, – насчитывает уже примерно пять десятилетий. Если оглянуться на сделанное, то здесь и «Мертвые души» Гоголя, и «Дело Артамоновых» Горького, и «Песня о купце Калашникове» Лермонтова, и «Очарованный странник» Лескова, произведения Шолохова, Шукшина, Твардовского… К примеру, «Тихий Дон» – это 64 передачи, примерно 47 часов звучания, писали мы его два с половиной года».

Но все-таки кино – это кино! Именно благодаря ему Михаил Ульянов стал своим во множестве городов и деревень от края и до края нашей необъятной страны, известным, популярным и всенародно любимым. Он снялся в пятидесяти фильмах. Почти столько же ролей сыграно в театре.

Казалось бы, мэтр театра и кино… Но представить артиста в состоянии этакого благодушного созерцания мне, признаться, абсолютно невозможно. Он видится в эмоциональном споре, в увлеченном диалоге, горячо, убежденно доказывающим собственную точку зрения. Ему также свойственны сосредоточенность, напряженная работа интеллекта, целеустремленный и дерзкий творческий поиск, да все, что угодно, кроме благодушно-равнодушного взгляда на жизнь. Не созерцатель он – деятельный созидатель. Таковы его яркие, запоминающиеся герои, своим жизнелюбием, мощнейшей жизнеутверждающей духовной силой заряжающие зрителей оптимизмом и энергией, помогающие очень многим из нас увереннее идти по жизни.

В конце нашей встречи Михаил Александрович оставил свой на посвященном ему шарже автограф с наилучшими пожеланиями читателям «Военного образования».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте