До глубины души меня трогают статьи «УГ» о патриотизме, о тех чистых родниках в разных уголках нашей страны, которые питают сегодняшних детей высокой гражданственностью. Несколько раз перечитывала публикации Григория Аверина «Сначала переписка, а потом встреча» и «Два крыла воина Победы» об Иване Ильиче Полищуке, человеке удивительной судьбы» («УГ» №19 от 10 мая).Сложная нравственная обстановка в стране во многом затрудняет работу учебных заведений по воспитанию патриотизма.
Убеждена, для современных детей необходимо намного выше поднимать планку воспитательной работы. Многое я теперь осмысливаю и понимаю, как хорошо мы работали теперь уже в прошлом веке. Помню, я проводила в 7-м классе открытое мероприятие по книге А.Журбы «Александр Матросов». В самый трогательный момент все 30 учеников дружно встали, склонив головы перед светлой памятью героя. Этот поступок несколько удивил не только педагогов школ района, присутствовавших на уроке, но и меня – детям не было никакой подсказки. Воспитательная работа должна быть с прицелом – достучаться до сердца детей, но делать это надо тонко и деликатно, целенаправленно и системно. Однако сегодня наше Министерство образования, кажется, вовсе не думает о воспитании. Подушевое финансирование (произношу эту фразу тяжело, сквозь зубы) сильно ударило особенно по сельской школе. В нашей школе 100 человек. Значит, удовлетворяйтесь – полставки библиотекаря, полставки организатора по воспитательной работе, полставки психолога. У Сент-Экзюпери есть интересное высказывание: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, который, быть может, жил в тебе когда-то». В этих словах призыв и предупреждение. И совершенно верно, если «два крыла» – любовь и верность – будут у человека, то все ему по плечу. Ветераны, прошедшие через трудности жизни, – нравственная опора и духовный ориентир. В нашей школе встречи поколений стали традиционными. И каждый раз с удовлетворением прихожу к выводу – позитивное влияние на детей неоценимо. Готовимся к каждому из них долго и тщательно: собираем материал о наших земляках, составляем сценарий, готовим презентацию, красочно оформляем зал, разносим приглашения. Очень удался вечер «Трудом славен человек», посвященный крупнейшему в нашем районе колхозу «Андога» – это единственный колхоз, которому в смутные перестроечные годы удалось выжить, не допустить запустения полей, сохранить животноводческий комплекс. Такие целевые встречи, как «На дорогах войны», «Женщины на войне», «Труженики тыла» и «Дети войны», – это повествование о мужестве и стойкости наших земляков. Вот шестиклассник Дима Цветков рассказывает о своем прадедушке Федоре Федоровиче Калязине, прошедшем через две войны, но с которым не удалось мальчику общаться. А в этот момент на экране – фотография прадеда, снятого во весь рост, вся грудь в орденах. В голосе рассказчика гордость, на ресницах дрожат слезинки. В зале тишина. Сейчас во всем Никольском округе осталась единственная участница войны – Зоя Алексеевна Андреева, и не с кем уже встречаться. Но забывать героические страницы истории нельзя. Удивляет, как некоторые «перестроечники образования» додумались историю Отечества изучать по выбору. Что нас ждет? Галина ИВАНОВА, учитель-краевед, с. Никольское, Вологодская область
Комментарии