search
main
0

На два хода вперед

Креатив-методика в практике внеурочной деятельности

Впервые понятие «креативность» в смысле способности человека отказываться от стереотипных форм мышления и принимать нестандартные решения в своей деятельности использовал А.Симпсон в 1922 году. Американский психолог Дж.П.Гилфорд, отвергая идеи А.Симпсона, стал в истории педагогической психологии первым исследователем особенностей связи личностных признаков (темперамента личности) и мотивационных структур, в частности предметных интересов.



Определение

Результаты своих исследований Гилфорд сформулировал в виде трехмерного куба, что послужило основанием для возникновения термина «кубическая модель структуры интеллекта», посредством которой тестировались три основные характеристики личности: операция, содержание и результат.

Операции представляют собой умения, которые применяются при решении задач. Они показывают, что именно делает задачу трудной. В их число входят:

  • факторы познания (открытие или узнавание);
  • память (сохранение того, что было показано);
  • конвергентное мышление (поиск одного правильного ответа);
  • дивергентное мышление (нахождение нескольких решений, одинаково соответствующих условию задачи);
  • оценка (анализ качества, правильности, соответствия или адекватности знаний, воспоминаний и продуктов мышления).

Содержание зависит от вида материала и формы его подачи. Оно может быть представлено как:

  • образное;
  • символическое (буквы, цифры и другие условные знаки, обычно объединенные в общие системы, такие как алфавит или
  • числовые системы);
  • семантическое (значения слов или мыслей);
  • поведенческое (информация, обнаруживаемая при взаимодействии с людьми и используемая при выборе способа реагирования в той или иной ситуации).

Результат – конечный мыслительный продукт, то есть то, к чему приходит человек, решая интеллектуальную задачу. Результат бывает следующих видов:

  • элемент;
  • класс;
  • отношение;
  • система;
  • преобразование;
  • предвидение.

В модели Гилфорда имеется 120 характеристик интеллекта. Число «120» получается умножением пяти видов операций на четыре формы содержания. Их произведение умножалось на шесть видов результатов. Для наглядности они были представлены Гилфордом в виде куба, отсюда и пошло название модели – «Кубическая модель структуры интеллекта».

Особый интерес в его работах вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строгого алгоритма решения и могущие быть решенными несколькими способами, то есть задачи, близкие по своему содержанию к шахматным задачам. В результате Гилфорд создал тест Университета штата Южная Калифорния, в котором определялись такие признаки дивергентного мышления, как легкость, гибкость и точность.

Гилфорд трактовал личность как конгломерат отдельных индивидуально-специфических характеристик. На основе этого положения он разработал тест «Обзор темпераментов», который позволил тестировать испытуемых по следующим характеристикам:

  • общая активность;
  • самообладание;
  • властность;
  • общительность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • объективность;
  • дружелюбие;
  • вдумчивость;
  • личностные отношения;
  • мужественность.

Всемирную известность Гилфорду принесли исследования, в которых он на основе использования тестов реализовал математическое построение модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей не только в американской науке и промышленности, но и во всем мире. Со временем модификация методики Гилфорда была внедрена в педагогическую практику.

Идеи, послужившие основой методики Гилфорда, были использованы автором при разработке креатив-методики обучения младших школьников шахматной игре во внеурочной деятельности.

Этапы разработки

Курс «Креативное шахматное образование» автор начал разрабатывать в 1994 году, когда в силу перестроечных обстоятельств должен был прекратить свою профессиональную деятельность программиста-системотехника и, будучи по образованию учителем математики и программирования (1967 г.), перешел на работу в общеобразовательную школу педагогом дополнительного образования. Являясь кандидатом в мастера спорта по шахматам (1966 г.), автор проводил занятия по шахматам с образовательной целью в детском творческом объединении «Два короля», разрабатывая и совершенствуя авторскую методику обучения младших школьников шахматной игре с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР), послужившей основой курса «Креативное шахматное образование».

Курс «Креативное шахматное образование» сформировался не единовременно. Начиная с 1994 года на различных этапах создания он поочередно носил разные наименования и, соответственно, различное содержание, а именно:

  • «Информатика и шахматы» (1994-1997 гг.);
  • «Алгоритмика на шахматной доске» (1997-2001 гг.);
  • «Электронные шахматы» (2001-2008 гг.);
  • «Креативное шахматное образование» (2008 г. – настоящее время).

На первом этапе создания курса (1994-1997 гг.) была разработана и апробирована программа «Информатика и шахматы». С самого начала разработки курса автор делал акцент не на спортивной составляющей шахмат, а на их развивающем аспекте. При этом, конечно, с учетом состязательной сущности шахматной игры спортивный компонент шахмат реализовывался в практике обучения шахматной игре, но отходил на третий план, уступая первые места образовательному и развивающему аспектам шахмат.

В 1997 году, после появления в школах первых персональных компьютеров с операционной системой Windows’95, автор параллельно с работой в начальной школе начал в рамках дополнительного школьного образования обу­чать старшеклассников программированию на объектно-ориентированном языке Visual Basic 6.0.

Учитывая, что в обучении шахматной игре много места отводится решению шахматных задач, каждая из которых, как правило, имеет единственное решение, проведя аналогию между поиском решения шахматной задачи и построением алгоритма достижения поставленной в задаче цели, автор свой курс обучения программированию старшеклассников назвал «Алгоритмика на шахматной доске».

По мере накопления опыта обучения младших школьников шахматной игре с применением ЭОР возникла необходимость расширения списка авторских программ. В первую очередь это касалось программ – тренажеров когнитивных способностей младших школьников. К ним относятся тренажеры для развития внимания, памяти, логического и абстрактного мышления. Впоследствии на некоторые из таких программ были получены авторские свидетельства Отраслевого фонда алгоритмов и Министерства образования и науки.

На третьем этапе создания курса «Креативное шахматное образование» (2001-2008 гг.) возникла необходимость научно обоснованного подхода к решению повседневных задач обучения младших школьников шахматной игре в системе школьного дополнительного образования. Анализ существовавших в то время методик обучения шахматной игре показал, что практически все имевшиеся пособия были ориентированы на спортивную подготовку начинающих в различных кружках, секциях и т. д.

Образовательный компонент шахмат, их развивающий аспект отодвигались на второй план в погоне за спортивными показателями, в первую очередь за победой любой ценой. В результате такого подхода к обучению шахматной игре начинающих шахматистов, в том числе младших школьников, образовался некоторый перекос в их развитии.

Для достижения спортивных целей в обучении шахматной игре по методике креативного шахматного образования младших школьников были разработаны соответствующие ЭОР. На рынке образовательных услуг по­явились компьютерные шахматные программы, предназначенные для запоминания различных позиций и решения шахматных задач без анализа и оценки позиции. Такие ЭОР базировались на технологии решения шахматных задач. Но они не затрагивали методику поиска решений, базирующуюся на выявлении теоретических принципов того или иного класса задач.

На фоне создавшейся с шахматными программами ситуации проблема разработки специализированных ЭОР приобрела особую актуальность. Была, в частности, разработана программа «Игра вдвоем», размещенная на сайте журнала «Информатика» для безвозмездного скачивания и использования в повседневной жизни младших школьников. Для развития внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения были разработаны и зарегистрированы в Отраслевом фонде алгоритмов и программ специальные тренажеры.

На последнем этапе разработки методики креативного шахматного образования младших школьников автор сосредоточил внимание на развитии когнитивных способностей учащихся на основе положений теории Гилфорда.

Воспитательный компонент во внеурочной деятельности

После внесения в Федеральный закон «Об образовании в РФ» изменений и дополнений подверглись корректировке правила разработки федеральных государственных образовательных стандартов, в технологию их разработки также были внесены необходимые изменения.

Методика креативного шахматного образования младших школьников также была преобразована с учетом предложений по воспитанию у младших школьников чувства патриотизма, гордости за свою страну и малую родину, целенаправленного создания условий для развития личности и ее соответствия ценностям и интересам общества.

В программе обучения и дополнительно в методическом пособии для наставника имеется раздел, в котором обобщен опыт автора в воспитании и достижении развития у школьника положительных качеств характера. К таковым отнесены доброжелательность, уважение мнения одноклассника, любовь к родителям и одноклассникам, гражданский патриотизм и др. Нивелирование, а если удастся, искоренение отрицательных черт характера рекомендуется проводить не только с помощью бесед, но и на личном примере, который играет большую роль в воспитании младших школьников.

В своей практической деятельности автор использовал следующие направления воспитания и социализации младших школьников:

  • гражданско-патриотическое воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
  • усвоение ценности и содержания таких понятий, как служение Отечеству, гражданское общество, свобода и ответственность, честь, совесть, долг, справедливость, доверие и др.;
  • развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в отношениях в семье, к одноклассникам, товарищам и друзьям, к малой родине, к Отечеству;
  • развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

Нравственное и духовное воспитание:

  • формирование у младших школьников ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
  • формирование у младших школьников представлений о духовных ценностях народов России, об истории России и ее регионов;
  • развитие и взаимное развитие национальных культур;
  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре, русскому языку и языку своего народа, а также других народов России.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

  • формирование у младших школьников представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
  • формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умение работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к трудовой и творческой деятельности.

Интеллектуальное воспитание:

  • формирование у младших школьников представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности;
  • формирование у младших школьников представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;
  • формирование у младших школьников отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям.

Здоровьесберегающее воспитание:

  • формирование у младших школьников культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
  • формирование у младших школьников навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
  • формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.

Социокультурное и медиакультурное воспитание:

  • формирование у младших школьников представлений о том, что такое толерантность, миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, развитие опыта противостояния таким явлениям, как социальная агрессия, межнациональная рознь, экстремизм, терроризм, фанатизм;
  • формирование у младших школьников опыта восприятия, пропагандирующего принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Правовое воспитание и культура безопасности:

  • формирование у младших школьников правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;
  • развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе.

Семейные ценности:

  • формирование у младших школьников ценностных представлений о семье, семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
  • формирование у младших школьников знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Коммуникативная культура:

  • формирование у младших школьников дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;
  • формирование у младших школьников ответственного отношения к слову как поступку;
  • формирование у младших школьников знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
  • формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Экологическое воспитание:

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
  • формирование у младших школьников ответственного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека;
  • формирование у младших школьников экологической культуры, навыков безопасного поведения дома, в школе, во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Но это лишь только личная инициатива автора, которая отражалась в авторских программах креативного шахматного образования младших школьников. Как отмечено в перечисленных выше нормативных документах, программы воспитания школьников должны разрабатываться на научной основе в специализированных образовательных учреждениях.

Роль и значение креатив-методики в образовательном процессе

Каковы же возможности креатив-методики в образовательном процессе? Могу сразу же сказать, что она помогает повысить мотивацию к обучению у младших школьников, способствует развитию у них когнитивных навыков, которые могут быть ими востребованы при дальнейшем обучении и в повседневной жизни.

Применение креатив-методики в обучении младших школьников имеет ряд пре­имуществ:

  • у детей развивается умение слушать и понимать собеседников;
  • дети привыкают работать в коллективе;
  • навыки, выработанные при обучении, пригодятся школьникам в повседневной взрослой жизни (умение логически
  • мыслить, корректно формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать свои собственные выводы, отстаивать свое мнение, доказывать правильность своих выводов и т. д.).

Среди прочих достоинств креатив-методики – гибкость, вариативность, что способствует развитию когнитивных способностей младших школьников.

Теперь перечислю требования к содержанию креатив-задания.

Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

Информация может быть представлена неполно, то есть носить ориентирующий характер.

Возможно дополнение креатив-задания данными, которые могут иметь место в действительности.

При использовании креатив-методики достигаем следующих результатов:

Учебные:
– усвоение новой информации;
– освоение метода сбора данных;
– освоение метода анализа;
– умение работать с текстом;
– соотнесение теоретических и практических знаний.

Образовательные:
– создание авторского продукта;
– образование и достижение личных целей;
– повышение уровня коммуникативных навыков.

Воспитательные:
– интериоризация структур и правил социальной деятельности (то есть их преобразование во внутренние структуры психики, регулирующие деятельность человека);
– экстериоризация (преобразование внутренних структур психики в конкретное поведение).

В процессе воспитания в зависимости от условий и целей обучения в воспитании применяется множество систем и принципов воспитания, например используются такие методы, как убеждение, поощрение, принуждение и другие.

Литература

Публикации и издания на русском языке

Авербах Ю.Л., Полоудин В.А. Азбука креативного шахматного образования младших школьников. – Ростов н/Д: Феникс 2015. – 224 с. (https://disk.yandex.ru/i/TMy29DUN7lOk9w)

Полоудин В.А. Азы мышления схемами. Креативное шахматное образование. – М. : Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А.Алаторцева. – 2020 г. – 207 с. ISBN 978-5-905964-10-7.

Полоудин В.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников». – М. : РГУФК. – 2007 г. – 192 с.

Полоудин В.А. Компьютер и шахматы – история вопроса. – М. : Информатика, №14, 2004, с. 28-30.

Полоудин В.А. Креативный курс «Основы алгоритмики и шахматы» // Информатика, №4, 2013, с. 26-31.

Полоудин В.А. Курс «Информатика и шахматы»: обучение информационным технологиям на примере игры в шахматы» // Информатика, №19, 2005, с. 32-36.

Полоудин В.А. Методология креативного шахматного образования. – М. : Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. А.Алаторцева. – 2013 г. – 137 с.; ISBN 978-5-905968-02-2.

Полоудин В.А. Программный тренажер «Азбука в рисунках». – М. : ОФАП, per. №3239, 2005 г. – М. : Компьютерные учебные программы и инновации, №3, 2005, с. 7.

Полоудин В.А. Программный тренажер «Стрелки». – М. : ОФАП, per. №3240, 2005 г. – М. : Компьютерные учебные программы и инновации, №3, 2005, с. 7.

Полоудин В.А. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Издание второе, исправленное и дополненное. – М. : Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А.Алаторцева. – 2013 г. -195 с.; ISBN 978-5-905968-04-6.

Полоудин В.А. Сборник примеров, задач и упражнений. Ростов н/Д : Феникс 2085. – 219 с. (https://disk.yandex.ru/i/DtAbPLz1BuXUJQ)

Полоудин В.А. Шахматное образование младших школьников. Методические рекомендации. – М. : Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А.Алаторцева. – 2012 г. – 114 с.; ISBN 978-5-9903682-1-7.

Публикации на иностранном языке

Guilford J.P. Three faces of intellect // American Psychologist. 1959. №14. Перевод названия: Три лица (свойства) интеллекта // Американский психолог.

Simpson A.M. Creative imagination, Harvard, 1922. Перевод названия: Симпсон А.М. Творческое воображение, Гарвард.

Авторские компьютерные программы и тренажеры

Полоудин В.А. Программа для игры в шахматы на компьютере вдвоем. // Информатика, №15, 2005, с. 34 (http://информатика.1сентября.рф/sproject.php?sproject=002).

Полоудин В.А. Программный тренажер «Алфавит английский» (https://disk.yandex.ru/d/3oCwMFplR25WRA).

Полоудин В.А. Программный тренажер «Алфавит русский» (https://disk.yandex.ru/d/8nU99g50vbxWUA).

Полоудин В.А. Программный тренажер «Знаки ПДД» (https://disk.yandex.ru/d/-j9oJdPkdPGqOA).

Полоудин В.А. Программный тренажер «Шахматные фигуры» (https://disk.yandex.ru/d/AFxJSoy1sYOvJw).

Виталий ПОЛОУДИН, руководитель научно-методического центра «Школьные шахматы»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте