search
main
0

На душе весна, когда поет “Весна” Все начиналось с баяна

В начале февраля в Московской консерватории пройдет концерт детского хорового коллектива “Весна”. В прошлом году он добился редкого успеха на конкурсе в испанском городе Толосе: он был удостоен “Гран-при” “Европа-2000”. Только шесть городов имеют право на проведение конкурсов детских хоров, и настоящий конкурс – тот, где организатор все расходы берет на себя. В позапрошлом году “Весна” завоевала в Толосе обычный “Гран-при”. Следующий этап соревнований – конкурс среди хоровых коллективов, которые стали обладателями главных призов в других городах. Он собирает лучших из лучших. Вот на таком конкурсе “Весна” завоевала в минувшем году европейский “Гран-при”.

А все начиналось 35 лет назад, когда в одном из жэков на окраине Москвы стали собираться мальчишки и девчонки, чтобы петь, слушать баян, на котором играл дядя Саша, только что вернувшийся из армии… Тогда – дядя Саша, сегодня – известный дирижер и педагог, заслуженный артист России Александр Сергеевич Пономарев. В 1965 году “Весна” выступала перед пенсионерами и дала несколько удачных концертов за пределами двора. В одной из воинских частей хору подарили маленький бюст Гоголя – это оказалась единственная, пригодная в качестве подарка вещь. Сейчас первый приз “Весны” можно увидеть в музее хоровой школы…
С самого начала хор осваивал классический репертуар. Уже в первом фестивальном концерте, что состоялся 31 марта 1965 года и носил название “Музыкальная весна”, звучали “Плывет, плывет лебедушка” Мусоргского и “Ходим мы к Арагве светлой” Рубинштейна.
Вскоре кружок был переименован в детскую хоровую студию “Весна”. Изменение статуса повлекло изменения в подготовке: вводилось преподавание инструмента и сольфеджио, появились младшие хоры.
Впрочем, не всегда хор жил столь безоблачно. В 1970-м пришлось искать новое помещение для занятий. Подвернулся пустующий детский сад, заброшенный и совершенно непригодный для работы. Выручили родители. Своими руками они быстро отремонтировали ту часть здания, где мог расположиться хор. Предполагалось, что студия пробудет здесь полгода. Но райисполком не предоставлял обещанного помещения, и ждать его пришлось не полгода, и даже не три года, как в известной поговорке, а восемнадцать лет. Иногда занятия проводились у педагогов дома, в других местах, но не прекращались ни на день. За все это время “веснушкам” удалось выступить в Большом зале Московской консерватории, выпустить несколько пластинок, поездить на гастроли, принять участие в исполнении произведений крупной формы, где требовался детский хор. Это, например, оратория Баха “Страсти по Матфею”, оперы Чайковского “Пиковая дама”, “Борис Годунов” Мусоргского.
В 1972 году студия “Весна” была преобразована в вечернюю музыкальную школу. Из-за бюрократических препонов тогда у “веснушек” был небогатый выбор: либо ликвидироваться, либо стать школой. Детские хоры не пользовались поддержкой и вниманием. Но Александр Пономарев верил в себя, в ребят. И стал директором нового учебного заведения со зловещим названием ВШОМО N64 – вечерней школы общего музыкального образования. При ней был сохранен и хор. Но ему запрещалось даже носить любимое и безобидное название – “Весна”: школа должна быть под номером. В декабре 1987 года появилась наконец возможность переехать в новое здание – то самое, где поет “Весна” и по сей день.
В школу принимают всех, если есть хоть какой-то слух, но только с пяти-шести лет. Задача первых двух лет – развить музыкальные задатки. Лишь тогда можно будет говорить о переходе в основную группу хора. В “Весне” редко ставят оценки. Здесь не принято что-то специально разучивать, чтобы потом сыграть перед педагогами и получить зачет. Вместо оценки игру обсуждают. Этот разговор становится не столько концом одного этапа творческого становления, сколько началом следующего.
Все предметы в “Весне” считаются одинаково важными. А хор – не просто предмет, это основа всего музыкального воспитания, способ духовного обогащения. Нужно раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию, создать условия, в которых каждый почувствовал бы себя личностью. Никакого противоречия здесь нет. Из безликих певцов получится безликий хор.
Федор ТОННЕЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте