Пограничная служба ФСБ России совместно с «Учительской газетой» ежегодно проводит межведомственные гуманитарные акции в труднодоступных селах горных районов северокавказских республик, оказывая посильную помощь местным жителям. А когда случается беда, зеленые фуражки одними из первых протягивают руку помощи. Так, например, было в 2002 году, когда разлившаяся горная река Армхи разрушила ингушское село Ольгети. Не остаются в стороне и приграничные школы. Учителя проходят курсы повышения квалификации, получают современную школьную технику, учебную и методическую литературу. Все это дает положительные результаты. Горцы стали чувствовать себя неотъемлемой частичкой единой страны, с большим пониманием и уважением стали относиться к российским пограничникам, защищающим южные рубежи Отечества.
Ил-76 мощно взмывает в московское небо. На его борту современное медицинское оборудование, учебная, учебно-методическая и художественная литература, номера газеты «Граница России» и специальный выпуск «УГ», посвященный системе образования Республики Ингушетия. Душу переполняет радость – меня окружают большей частью знакомые по прошлой командировке в Чечню и Дагестан люди, дружные и надежные, готовые в трудную минуту прийти на помощь. – офицеры-пограничники, медики и учителя, несущие жителям отдаленных горных районов тепло своих чутких сердец.
Плечом к плечу
С 20 по 27 августа в Джейрахском районе Ингушетии прошла межведомственная гуманитарная акция, организованная Пограничной службой ФСБ России. В ней приняли участие врачи Главного клинического военного госпиталя ФСБ России и Полевого многопрофильного госпиталя Всероссийского центра медицины катастроф (ПМГ ВЦМК) «Защита», а также эксперты, специалисты Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) и учителя из Москвы, Новосибирской и Вологодской областей. Гуманитарная акция прошла под девизом «Взаимопомощь. Сотрудничество. Безопасность» при информационной поддержке «Учительской газеты».
Ил-76 мощно взмывает в московское небо. На его борту современное медицинское оборудование, учебная, учебно-методическая и художественная литература, номера газеты «Граница России» и специальный выпуск «УГ», посвященный системе образования Республики Ингушетия. Душу переполняет радость – меня окружают большей частью знакомые по прошлой командировке в Чечню и Дагестан люди, дружные и надежные, готовые в трудную минуту прийти на помощь. Плечом к плечу – офицеры-пограничники, медики и учителя, несущие жителям отдаленных горных районов тепло своих чутких сердец.
Будете в горах – заезжайте в Джейрах
В прошлом году межведомственная гуманитарная акция проходила в полевых условиях, ее участники жили в армейских палатках. На этот раз совсем по-другому. Гостей встречают национальным ингушским блюдом, головокружительной лезгинкой и заселяют в комфортные номера лечебно-оздоровительного комплекса «Армхи», расположенного на высоте 1200 метров над уровнем моря. Здесь какой-то особенный воздух, и это сразу чувствуют легкие, привыкшие к московской духоте. Из окна открываются чудесные виды, на творческий лад настраивает шустрая стая стрижей, гнездящаяся под самой крышей гостиницы. «Армхи» окружают высокие сосны, и иногда мне кажется, что я не на суровом Кавказе, а в родном сосновом бору под Калугой. Но вид мужественных, вооруженных людей в камуфляже напоминает о том, что здесь все же далеко не курорт: в нескольких километрах – граница с Грузией. Автобус закладывает крутые виражи по горному серпантину. Село Джейрах, административный центр района, поражает большим количеством пасек. Они буквально возле каждого дома. Потом мы убедимся, что джейрахский мед не уступает по качеству знаменитому на всю страну башкирскому.
Учебно-методические сборы педагогов Джейрахского, Сунженского районов и города Карабулак проходят в местном Доме культуры. Осматриваюсь по сторонам, и взгляд останавливается на оригинальных рисунках и поделках, выполненных руками ребят из Джейрахского центра творчества детей и юношества. Все они выполнены в ингушских традициях и посвящены краеведению и красотам родной природы. Джейрахские школьники участвуют в республиканских и окружных творческих конкурсах, в Доме культуры действуют театральный и вокальный кружки, кружок народных мелодий. Частые гости здесь люди в зеленых фуражках, выступающие на концертах вместе со школьниками и молодежью.
Учебно-методические сборы открывает руководитель гуманитарной акции полковник Пограничной службы ФСБ Сергей Михалев. Ингушским учителям показывают небольшой фильм об истории Пограничных войск и нынешних реалиях. А они далеко не просты – за последние годы на северокавказском направлении задержаны более трех тысяч нарушителей государственной границы, изъято большое количество огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых и наркотических веществ. Российские пограничники в Республике Ингушетия охраняют пусть небольшой (72 километра), но достаточно сложный участок границы. Интересно было узнать, что в этих горах многие столетия назад проходила одна из ветвей Великого шелкового пути. Здесь предки ингушей обеспечивали безопасность прохождения караванов. А когда на Северном Кавказе впервые появились русские путешественники и представители царской власти, то они увидели, что для охраны своей территории местными жителями создаются пограничные отряды. Боевые башни – уникальные архитектурные памятники – в горах Ингушетии расположены цепью, так, что визуально сообщаются между собой. Преемственность – одна из черт характера ингушей, и российские пограничники быстро нашли общий язык с горцами. Горцы уважают защитников Отечества.
Мир тесен
Перед ингушскими учителями с кратким словом выступил министр образования Республики Ингушетия Магомет Мургустов. Он сказал, что проведение межведомственной гуманитарной акции в приграничье – событие очень значимое, ведь оно проводится в преддверии нового учебного года. Местным учителям интересно и, самое главное, полезно познакомиться с педагогическим опытом, накопленным в Москве и других регионах России. «Учебно-методические сборы, организованные пограничниками, – это большое доброе дело, которое внесет новую искорку в нашу педагогическую работу», – отметил Мургустов.
И искорка на самом деле зажглась. Вскоре в зале Джейрахского дома культуры, заполненного до отказа, разгорелся огонь доброты и доверия. Великолепные мастер-классы провели учитель русского языка и литературы школы №37 города Череповца, победитель конкурса «Учитель года России-2006» Андрей Успенский и учитель биологии из маслянинской школы №1 Новосибирской области Александр Буханистов. Их показательные уроки – изумительное слияние педагогического мастерства, современных методик и яркого творчества. Выступления Успенского и Буханистова, как народных артистов, заканчивались под продолжительные аплодисменты.
Очень полезными для аудитории были лекции, проведенные другими методистами и экспертами. Так, учитель химии из московской школы №1935, лауреат премии Москвы в области образования 2005 года, тестолог, член федеральной предметной комиссии ЕГЭ по химии Марина Снастина рассказала о современных методах анализа школьных уроков и о том, как учителю грамотно представить свой педагогический опыт и собрать так называемое портфолио. Кандидат исторических наук, доцент АПК и ППРО, член федеральной предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию Ольга Кишенкова выступила с темой «Приоритетный национальный проект «Образование» и его влияние на российскую школу». Лекции Ольги Викторовны изобиловали кавказскими притчами и примерами того, как школе в глубинке можно процветать и развиваться. Заместитель директора Центра нормативно-правового обеспечения АПК и ППРО, эксперт-юрист Сергей Феклин познакомил слушателей с изменениями в образовательном законодательстве, формированием новой системы оплаты труда. Главный специалист-эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Борис Соловьев рассказал ингушским учителям о политике в сфере образования, о том, как формируется общероссийская система оценки качества образования, об организации и проведении всероссийских предметных олимпиад и поступлении выпускников школ в высшие учебные заведения. Кстати сказать, сложные педагогические темы были изложены на доступном, простом языке, как потом отметили ингушские учителя.
Поистине не зря говорится, что мир тесен. Я стал свидетелем радостной встречи Александра Буханистова с учителем химии из Карабулака Лейлой Погоровой. Александр Александрович и Лейла Борисовна познакомились в октябре 2001 года в Москве на конкурсе «Учитель года». Делясь житейскими новостями, учителя, смеясь, вспомнили, как тогда Сан Саныча, который ходил в «грузинской» кепке, остановили милиционеры. Бдительные стражи порядка приняли учителя-сибиряка за «лицо кавказской национальности». Но это еще не все. Неунывающий Сан Саныч был просто ошарашен, когда встретился в Джейрахе со своей ученицей Фатимой Цуровой. Фатима перед отъездом в родную Ингушетию сказала учителю биологии, что обязательно встретится с ним в горах. Фатима, общаясь со мной, в самых добрых словах отзывалась о жизни в сибирском городке Маслянино. «Прекрасный учитель и очень добрый человек», – сказала Фатима об Александре Буханистове.
В Джейрахском доме культуры я познакомился еще с одним очень интересным человеком – учителем русского языка и литературы средней школы №2 станицы Орджоникидзевской Сунженского района Людмилой Васильевной Солянниковой, участницей финального этапа конкурса «Учитель года России-2002» в Москве. Людмила Васильевна поведала мне о своей судьбе, о нелегкой жизни местного учительства.
Башня – символ могущества
Всю неделю в лечебно-оздоровительном комплексе «Армхи», где не покладая рук с утра до вечера трудились врачи медицины катастроф и главного клинического военного госпиталя ФСБ, гости знакомились с традициями ингушского народа, работами ингушских художников, литературой, рассказывающей об истории и культуре Ингушетии, предметами народного быта и творчества, национальными костюмами. Перед участниками гуманитарной акции выступали народные артисты республики – певцы и танцоры. Зажигательная лезгинка никого не могла оставить равнодушным. До глубины души тронули русские народные песни, исполненные на высочайшем уровне одной из жительниц Джейраха.
Кульминация культурной программы – осмотр историко-архитектурных памятников горной Ингушетии. Башенная культура древних ингушей зародилась во II тысячелетии до нашей эры и окончательно оформилась в Средневековье. Оказывается, строительство боевой башни было важным событием в жизни рода. Боевая башня – символ могущества. Сначала строилась жилая башня, потом приступали к возведению боевой. Но далеко не каждому это было позволено. Древнее селение Эгикал. Здесь можно увидеть солнечные усыпальницы, где горцы хоронили своих умерших предков. Между башнями была связь, горцы предупреждали друг друга о приближающейся опасности посредством огня, дыма, звука. Строительство башни было делом нелегким. Камни с ювелирной точностью обтачивались, подгонялись друг к другу и скреплялись известковым раствором, в который добавлялся толченый сланец или песок. У каждого мастера был свой рецепт, он держался в секрете и передавался по наследству. Главная сила раствора, как у хорошего коньяка, – в выдержке. Известь созревала в специальных ямах по 10-15 лет. В селении Вовнушки рядом с пограничной заставой я не переставал удивляться – как умудрялись люди в древние века на самом краю скалы выстраивать столь совершенные оборонительные укрепления.
Завораживает историко-архитектурный комплекс Тхаба-Ерды (IV-VI века). Этот уцелевший древнехристианский символ, построенный во времена влияния Грузии на эти горные районы, был святилищем всей округи. О том, что храм строился в несколько этапов, опять же говорят камни. Когда мы подъехали к святилищу, там работала группа ученых, производившая раскопки и исследовавшая древнюю структуру храма.
За блокпостами – город солнца
После трех дней работы в Джейрахе бригада учителей и методистов едет в столицу Ингушетии Магас. По дороге встречаются колонны российских танков и БТРов, возвращающихся из Южной Осетии. Проехав крупное село Чермен, минуем так называемый Черменский круг. Здесь расходятся четыре дороги и расположено четыре блокпоста. Отсюда до Магаса несколько минут езды.
Магас в переводе на русский значит «город солнца», в XIII веке разрушенный монголо-татарами. Современному Магасу всего 15 лет, но он уже значительно отстроился и кажется железобетонным «оазисом» среди северокавказской степи. На улицах малолюдно. Воздух раскаляется от жары. Подъезжаем к республиканскому Пограничному управлению.
Завтракаем в столовой, разносим вещи по отведенным квартирам, после чего едем в школу-гимназию «Марем». Здесь состоялась вторая часть учебно-методического сбора, который прошли учителя Назрановского и Малгобекского районов. Лекции специалистов из Москвы и мастер-классы Успенского и Буханистова вызвали не меньший интерес, чем в Джейрахе. Так же, как и в горах, в Магасе было проведено анкетирование местных учителей. Среди нескольких вопросов, на которые предлагалось ответить, был и вопрос о том, читают ли ингушские педагоги «Учительскую газету» и какие рубрики для них наиболее значимы и интересны. В ходе анкетирования выяснилось, что больше половины учителей любят и регулярно читают наше издание. Наиболее востребованы материалы о методических разработках, учителях-новаторах, педагогическом опыте других регионов страны.
Школа-гимназия «Марем», открытая в 2001 году, поражает своим великолепием и современным оборудованием. На территории школы прекрасное футбольное поле с искусственным покрытием, площадки для игры в теннис и даже в гольф. В гимназии отличная столовая, спортивный зал, театральная и хореографическая студии. Есть даже своя метеостанция. Знакомлюсь с директором школы Алисой Плиевой.
– Наше учебное заведение рассчитано на 200 мест, но сегодня в нем учатся 840 детей со всей Ингушетии, – рассказывает Алиса Абукаровна. – В школе 54 учителя, мы полностью укомплектованы педагогическими кадрами, принимаем на работу на конкурсной основе. Много молодых учителей. У нас гуманитарный уклон, большое внимание уделяем изучению иностранных языков, по четырем направлениям действуют научные общества учащихся. Наши ученики участвуют и побеждают не только во всероссийских, но и в международных конкурсах и олимпиадах. Школа «Марем» одной из первых стала победителем национального проекта «Образование», в его рамках мы получили пять современных учебных кабинетов. Из 50 выпускников 2008 года 48 поступили в вузы, в том числе Москвы, Ростова-на-Дону и других городов Южного федерального округа. Еще хотелось бы отметить, что учитель русского языка Пятимат Горбакова на конкурсе словесности в Белгороде заняла первое место за профессиональное знание русского языка.
Еще один мой собеседник – директор основной общеобразовательной школы Пограничного управления ФСБ по Республике Ингушетия Аза Хучиева. По словам Азы Харуновны, школа работает всего год и по-своему уникальна. Сначала она была начальной, но ее реорганизовали. Сегодня в ней учатся 52 ребенка с первого по пятый класс, которых обучают 16 педагогов с высшим образованием. Ожидается, что на территории военного городка в следующем году построят современную школу на 300 мест. В школе, расположенной на двух этажах многоквартирного дома, действуют кружки актерского мастерства, хореографии, секция рукопашного боя. Дети изучали только английский язык, но с этого учебного года будут вводиться французский, итальянский, испанский и арабский языки. Хотели бы еще преподавать китайский язык, но трудно найти хорошего учителя. «Я сама сейчас изучаю китайский язык, конечно, трудно дается», – говорит Аза Хучиева. Аза Харуновна – почетный работник образования России, учитель истории, в свое время окончила истфак МГУ, потом – юридический факультет Ингушского государственного университета. Родилась и выросла в Грозном. Пережила кошмары чеченской войны.
В школе «Марем» прошел «круглый стол», посвященный проблемам местной системы образования. Под вечер меня с Ольгой Кишенковой забрали пограничники. Надо было еще засветло выехать в Джейрах, чтобы утром участвовать в итоговой пресс-конференции.
Частичка Великой России
На итоговой пресс-конференции председатель правительства Республики Ингушетия Харун Дзейтов поблагодарил участников межведомственной гуманитарной акции «Взаимопомощь. Сотрудничество. Безопасность» за оказанную поддержку. Она очень своевременна и послужит улучшению взаимоотношений между людьми. Самые теплые слова были высказаны в адрес пограничников, у которых с жителями Джейрахского района сложились дружественные отношения. Пограничники не только стоят на страже рубежей Отечества, но и берегут окружающую природу и историко-архитектурные памятники. Председатель правительства Республики Ингушетия, глава администрации Джейрахского района Яхья Мамилов и начальник Пограничного управления ФСБ по Республике Ингушетия генерал-майор Юрий Стрединин ответили на вопросы журналистов.
Подводя итоги межведомственной гуманитарной акции, Юрий Стрединин отметил, что медицинскими специалистами осмотрено более двух тысяч жителей Ингушетии (из них более 400 детей), проведено около 5700 лабораторных исследований, более 30 операций, четыре человека экстренно госпитализированы. Около 220 ингушских учителей прошли учебно-методические сборы и получили удостоверения государственного образца о повышении квалификации. В учебные заведения Республики Ингушетия передано более 5 тысяч экземпляров учебной, учебно-методической и художественной литературы, выпущенных издательствами «Дрофа», «Просвещение», «Мнемозина», «Титул», «Аст-пресс». Между пограничниками и школами сел Джейраха и Ольгети подписаны соглашения о сотрудничестве в социальных и культурных сферах. В Джейрахском районе сформированы и действуют более десяти добровольных народных и казачьих дружин.
Председатель правительства Республики Ингушетия Харун Дзейтов рассказал о строительстве в регионе объектов социального и культурного значения. В Джейрахе в скором времени будет возведена больница на 50 койко-мест, а в приграничном селе Гули – школа на 200 детей. К 2010 году в Ингушетии должны быть сданы в эксплуатацию Дом офицеров, Дворец культуры, спортивно-развлекательный комплекс в Магасе, четырнадцать школ на 800 мест и шесть дошкольных образовательных учреждений на 220 детей. Также необходимо отметить, что все села в Ингушетии газифицированы, строятся дороги. В республике по-прежнему не хватает квалифицированных учителей и медицинских работников, хотя безработица за последние годы значительно снизилась.
Развивается и приграничье. По словам Яхьи Мамилова, в Джейрахском районе открываются предприятия, создаются новые рабочие места, в том числе благодаря и строительству новых пограничных застав и отделений. Действует цех по разливу экологически чистой воды, ее намечено поставлять даже за границу. Работает птицеферма, продукция которой пользуется повышенным спросом не только в Ингушетии, но и в Северной Осетии. В районе открыт филиал сельхозбанка, развиваются животноводство и садоводство. В ближайших планах – строительство малых предприятий по переработке сельхозпродукции.
…На борту Ил-76, уносящем нас в Москву, вспоминаются неповторимые горные пейзажи, удивительные памятники древности. Вспоминаются слова одного из ингушских учителей: «Спасибо вам, добрые люди, за гуманную акцию. Ваш приезд позволил нам по-настоящему почувствовать себя частичкой Великой России».
Фото автора
Джейрахский район – Магас – Москва
Вручение удостоверений о повышении квалификации
УСПЕНСКИЙ и БУХАНИСТОВ с Фатимой ЦУРОВОЙ и ее сестрой
На пресс-конференции в «Армхи»
Древний храм Тхаба-Ерды
Комментарии