search
main
0

На донышке ведра, или Полезные нелепости

На донышке ведра,

или Полезные нелепости

Свой вариант тестирования автор разрабатывал, учитывая особенности предподросткового возраста (5-6-й классы). Наряду с контролем знаний по предмету (история) он ставил перед собой задачу стимулировать избирательное мышление учеников и постепенно развить у них критическое отношение к тексту, сохранив при этом веру в существование истины.

К сожалению, отечественные методисты чаще всего относятся к тестам как к простейшим заданиям, ориентированным исключительно на память школьников. По традиции, “простому” тесту “с готовыми ответами” противопоставляют “трудную” задачу, в которой “ответ еще нужно найти”. С точки зрения психологии, такой подход очень односторонен. Трудность любого задания для учащегося определяется не только наличием или отсутствием решения, но и способностью правильно понять и выполнить предъявляемые требования. В случае с тестированием требуется не просто подчеркнуть один из вариантов, а “выбрать один правильный из нескольких предложенных ответов”. И ключевое слово здесь не “ответ”, а “выбор”.

По свидетельству психологов, способность человека к выбору повышает его самооценку, этот человек редко попадает в стрессовые ситуации. Собственно, стресс и есть искусственно созданное человеком “безвыходное положение”, когда человек лишается возможности выбирать. Причиной и начальной стадией стресса обычно является шок.

Такой шок очень часто испытывают люди, столкнувшиеся с тестированием. Если задача пытается расшевелить наше воображение, то тест задает вопрос в лоб. Представьте себе, что в два часа ночи вас разбудили и предложили ответить, когда родился Ленин: в 1875, 1870 или в 1883 году. Навязанный выбор выключит вашу память до того, как она успеет проснуться, и вы ответите: “Не знаю”. Неуверенный в себе подросток, робкий младший школьник могут ответить так и в более комфортных условиях даже после предварительной подготовки. Незнание здесь – неготовность к выбору, отказ от него.

Помимо шоковой реакции, составители тестов не учитывают еще одной особенности. В российском мышлении существует большое доверие к любому печатному слову. Ни один народ мира пока не прошел через двойное идеологическое сито агитпропа и самиздата, сохранив при этом такое уважение к Слову. Особенно проявляется оно у младших школьников, для которых чтение совсем недавно стало окном в окружающий мир. Наличие заранее допущенных ошибок в тесте подрывает в ребенке это доверие. Если к тому же ошибочные ответы хорошо спрятаны, он либо подчеркивает все варианты, либо начинает заниматься угадыванием. Оба пути равнозначны отказу от выбора.

Решить перечисленные проблемы автор попытался, оригинальным способом перестроив структуру тестирования. Вместо обычной схемы:

Вопрос: Правильный ответ; Неправильный ответ

он использовал свою:

Вопрос: Правильный ответ; Неправильный ответ; Нелепый или явно неправильный ответ.

Например:

Князь Владимир стал русским святым:

1) за то, что он крестил Русь;

2) за взятие штурмом города Корсунь;

3) за свой высокий рост.

Или еще более явная “глупость”:

Князя Дмитрия назвали Донским, потому что он:

1) разгромил татар у реки Дон;

2) построил Ростов-на-Дону;

3) любил сидеть на донышке ведра.

Проблема шока таким образом снимается почти полностью. Сознательно не скрываемая нелепость создает противошок. Испуг подавляется удивлением, возмущением или нормальным здоровым смехом. Все эти эмоции будят сознание, снимают напряженность, побуждают к выбору, а не отталкивают от него. Критическое отношение к тесту тоже развивается, не переходя при этом в нигилистическое. Ученику, отвечающему на вопрос такого вида:

Главная заслуга Ивана Калиты в том, что он:

1) начал объединять русские земли вокруг Москвы;

2) освободил Русь от татар;

3) изобрел древнерусский телевизор

вряд ли придет в голову мысль, что он никогда не будет знать, что же действительно cделал Иван Калита. Зато он будет уверен в своей способности определить то, Иван Калита не мог сделать.

Разумеется, полностью полагаться на такие тесты при контроле знаний нельзя. По мере взросления школьников они становятся слишком легкими, и от них надо постепенно отказываться.

Андрей ПЕТРОВ,

учитель истории

Курск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте