Цели: 1. Формирование новых знаний о творчестве М.Шолохова. 2. Приобщение учащихся к познанию и пониманию творчества М.Шолохова. 3. Развитие интеллектуальных качеств личности, эстетических чувств.
Татьяна СИМОН, преподаватель информатики и ИКТ, физики профессионального лицея №46, победитель V конкурса «Мудрая сова», город Ачинск, Красноярский край
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фрагменты из фильмов, реквизиты для сценки, фонограммы.
Ход классного часа
Звучит песня «На Дону, на Доне». Звук приглушается.
Классный руководитель: Добрый день и добрый час! Мы рады приветствовать вас!
«Чтобы узнать реку – отправляйся к ее истокам», – говорят в народе. Следуя народному совету, отправимся к истокам реки Дон, где родился Михаил Александрович Шолохов.
На доске река с лодкой, на магнитных карточках написаны значимые даты в жизни М.Шолохова. Слайд с домом М.Шолохова.
Ведущий 1: (отрывок стихотворения В.Фирсова «Дом, в котором родился Шолохов»):
Среди шести материков,
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Именно в таком доме, на хуторе Кружилин станицы Вешенской области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области) 24 мая 1905 года родился Миша Шолохов в семье состоятельных родителей.
Слайд: фотографии кадров из фильма «Нахаленок».
Ведущий 2: Михаил Шолохов был внебрачным ребенком. Его мама, Анастасия Даниловна, была насильно выдана замуж за казака – атамана Кузнецова, она оставила его, сойдясь с Александром Михайловичем Шолоховым. В 1912 году, после смерти атамана Кузнецова, родители Михаила Шолохова обвенчались. И Миша был усыновлен собственным отцом. Отчасти об этом автобиографический рассказ «Нахаленок».
Просмотр видеофрагмента из фильма «Нахаленок».
Ведущий 3 рассказывает о детстве и юности Шолохова. Демонстрация фотографии Михаила Шолохова с родителями.
Слайд: фотография Н.Махно.
Ведущий 4: Осенью 1920 года М.Шолохов попал в плен к Махно и лишь по счастливой случайности остался живым.
Классный руководитель: Спустя два года М.Шолохов опять оказался на шаг от смерти. Об этом эпизоде своей жизни Михаил Шолохов вспоминал: «Я работал в жесткие годы, 1921-1922 гг., на продразверстке. Я вел крутую линию. Да и время было крутое; шибко комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти…». Он был приговорен к расстрелу, который потом заменили условным сроком наказания. Трибунал принял во внимание несовершеннолетие.
Но, несмотря на трудное время, М.Шолохов любил гулять по степи, слушать песни и смотреть танцы.
Танец. Слайд с фотографиями казаков.
Ведущий 5: В конце 1922 года, в 17 лет, М.Шолохов приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, т. к. не был комсомольцем. Работал чернорабочим, занимался самообразованием.
Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родинка».
В начале 1924 года М.Шолохов возвращается на Дон, в станицу Букановскую, и женится на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Они прожили всю жизнь вместе и вырастили двоих сыновей и двух дочерей.
Слайды: с женой, 1924 г., дети и внук М.Шолохова. Шолохов с женой в 80-е годы ХХ в.
Ведущий 1: В 1924 году в журналах появляются рассказы М.Шолохова, объединенные в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926).
Слайды с фотографиями кадров из фильма «Тихий Дон».
В 1926 году Шолохов начал работу над главным своим произведением «Тихий Дон», изображающим донское казачество в годы Первой мировой и гражданской войн. Работа писателя над донским эпосом продолжалась 15 лет. Старинные казачьи песни вдохновляли его во время работы над романом.
Песня «По Дону гуляет казак молодой». Слайд с фотографиями казаков.
В марте 1941 года М.Шолохову была присуждена Сталинская премия 1-й степени, которую он отдал на оборону страны в годы Великой Отечественной войны.
В 1965 году М.Шолохов становится единственным советским писателем, удостоенным Нобелевской премии «за художественную силу и цельность эпоса о русском казачестве в переломное для России время».
Слайды с фотографиями – вручение Нобелевской премии и диплома лауреата Нобелевской премии.
В 1957 году «Тихий Дон» был экранизирован. В 2006 году роман экранизируется повторно.
Слайд с фотографиями кадров из фильма «Тихий Дон».
Просмотр видеофрагмента фильма «Тихий Дон».
Классный руководитель: Вокруг этого сочинения не утихали споры. Многие выдающиеся личности, например Солженицын, обвиняли Шолохова в плагиате – в том, что большая часть «Тихого Дона» списана с рукописей казацкого писателя Ф.Д.Крюкова. Другие исследователи, среди которых, два американских специалиста в области русской литературы, подтверждали оригинальное авторство романа.
Основным аргументом сторонников единоличного авторства Шолохова до 1999 года считался черновой автограф значительной части текста «Тихого Дона» (более тысячи страниц), обнаруженный в 1987 году и хранящийся в Институте мировой литературы РАН. Сторонники авторства Шолохова всегда утверждали, что эта рукопись свидетельствует о тщательной авторской работе над романом, а неизвестная ранее история текста объясняет отмеченные их оппонентами ошибки и противоречия в романе. Кроме того, в 1970-е годы норвежский славист и математик Гейр Хьетсо провел компьютерный анализ бесспорных текстов Шолохова, с одной стороны, и «Тихого Дона», с другой, и пришел к выводу об авторстве М.Шолохова. В 1999 году Институту мировой литературы им. А.М.Горького РАН удалось разыскать считавшиеся утерянными рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого Дона».
Ведущий 2 читает отрывок из стихотворения Николая Рыленкова:
Есть вечные глубины в
«Тихом Доне»,
То, что народ наш совестью
зовет.
Гремит гроза, иль ясен небосвод,
Мы вновь и вновь, забыв
дорогам счет,
Как в первый раз, придем к нему,
и вот –
Все мелкое ушло. Душа
бездонней.
Святая жажда дела жжет
ладони,
Святая жажда правды сердце
жжет.
Ведущий 3: Работа над завершением третьей книги прерывается, так как М.Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»), которая охватывает почти 28 лет жизни.
Слайд с фотографиями из кинофильма «Поднятая целина».
В романе описывается революционный перелом в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация. В 1932 году выходит первая книга, которая стала великим событием в литературной жизни страны, вторая книга вышла в 1960 году, и в этом же году М.Шолохов получает Ленинскую премию, которую он передал на строительство школы в станице Каргиной.
Роман «Поднятая целина» экранизировался дважды: в 1940 году режиссером Ю.Райзманом, в 1960 году режиссером А.Ивановым. А мы предлагаем свой вариант экранизации данного романа.
Слайд: фотография кадра из кинофильма «Поднятая целина».
Сценка «Поднятая целина».
Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину». В 50-60-х годах Шолохов пытается вернуться к продолжению этого романа, но он так и останется недописанным.
В 1975 году Сергей Бондарчук снял фильм по неоконченному роману с участием звезд советского кино.
Слайды с фотографиями кадров из фильма «Они сражались за Родину».
Классный руководитель: Мудрые слова Шолохова звучат сейчас как завещание: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку».
Сердце Михаила Шолохова перестало биться 21 февраля 1984 года. Он был похоронен в станице Вешенской, в саду, около своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова.
Слайды: фотографии М.Шолохова в разные годы жизни.
Ведущий 6 читает стихотворение В.Фирсова «На смерть Шолохова».
Ведущий 5: Константин Федин так говорил о Шолохове: «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…».
Классный руководитель: А сейчас мы вспомним события, произведения и другие факты из жизни М.Шолохова, с которыми мы сегодня с вами познакомились.
Слайд с кроссвордом.
Ученики делятся на микрогруппы, выдается лист с кроссвордом. Время на разгадывание 2 мин. Проверка кроссворда.
Комментарии