search
main
0

На что живем?

Когда попадаем с фермы в университет

“О проблемах вузов, школ и даже проф-училищ сегодня говорят намного чаще, чем о наших бедах и достижениях. А ведь их у нас никак не меньше”. Так заявили на состоявшемся недавно в Воронеже областном совещании директора средних специальных учебных заведений – техникумов и колледжей.

Воронежской области 53 ссуза, и учатся в них около 42 тысяч девушек и парней – целая армия, чье рвение к наукам обслуживают более шести тысяч работников, из них чуть меньше половины составляет штат преподавателей. Совещание получилось деловое и достаточно откровенное: директора проблем не скрывали, тем более что выслушали их “на самом высоком уровне” – в работе совещания участвовали первый зам. главы обладминистрации, председатель правительства области Александр Сысоев и начальник управления среднего профобразования МО РФ Петр Анисимов.

На сегодняшний день лишь 59% своего консолидированного бюджета воронежские ссузы получают из федеральной казны, остальное зарабатывают сами. При этом, как подчеркнул Михаил Алипатов, председатель совета директоров, “за электроэнергию мы платим, как промышленные предприятия, хотя являемся учебными заведениями”. Нужны щадящие налоги и тарифы. Это тем более актуально, что оплату текущих счетов за коммуналку на совещании провозгласили делом чести каждого директора. Долги за прошлые годы – около 20 миллионов рублей – будут погашать с помощью обладминистрации, которой предстоит договариваться с многочисленными учредителями ссузов: наименьшие задолженности у министерств торговли, транспорта, статистики, наибольшие – у Минсельхозпрода и строителей. Средний заработок у преподавателя воронежского техникума или колледжа в прошлом году составил 689 рублей. Как живут люди, на что едят и растят собственных детей, непонятно совершенно, потому что зарплата не дотягивает даже до стоимости потребительской корзины – 754 рубля. Очень много нареканий прозвучало на совещании в адрес районных казначейств. Именно они, по словам директоров, реально распоряжаются средствами, но никак не сами ссузы. “На одну банку краски приходится столько бумажек выписать и ведомостей составить, что никаких нервов не хватит! Бюрократические преграды порой просто непреодолимы, они буквально задушили Закон “Об образовании”, который на местах беспомощен. Складывается впечатление, что все структуры, вся экономика работают на казначейство”.

Настоящей проблемой для среднего профобразования стало повышение квалификации преподавателей, работающих в системе. Раньше в области существовал зональный учебно-методический центр, который “смыло” волнами многочисленных реформ. В итоге “технарям” оказалось негде повышать свой профессиональный уровень – ни вузы, ни учительский ИПК этим конкретно не занимаются. Участники совещания намерены исправить ошибку – в ближайшее время такой методцентр в области появится. Министерство тоже решило порадовать педагогов, правда, пока только “остепененных”. Как сообщил Петр Анисимов, семь тысяч докторов и кандидатов наук работают сегодня в системе среднего профобразования. Поставлен вопрос о доплатах за степень. А студентов, возможно, ожидает повышение стипендий – до полутора минимальных размеров оплаты труда.

Каким видится будущее ссузов? Министерство ждет от регионов повышенного внимания (читай – финансирования) к их проблемам, потому что подавляющее большинство студентов будут работать на местную экономику. Основной путь развития – интеграция: начального профобразования со средним, среднего – с высшим. В Воронежской области примером такого сотрудничества скорее всего станет опыт аграрного университета, который уже сегодня тесно взаимодействует с несколькими учреждениями начального и среднего профобразования. Идея, по словам Игоря Суровцева – председателя облкомитета по работе высших и средних специальных учебных заведений, в том, чтобы создать несколько университетских округов, ориентированных на подготовку специалистов для нужд областной экономики – например, университетский округ аграрного образования, педагогического и так далее. В цепочку непрерывного образования включаются как училища и техникумы, так и общеобразовательные школы. Вузовцы надеются, что это позволит повысить уровень знаний в среднем образовании, поможет самим детям раньше разобраться, ту ли профессию они выбирают, и в итоге получить более грамотного специалиста.

Татьяна МАСЛИКОВА

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте