Учительская зарплата продолжает оставаться в поле пристального внимания не только федерального министерства образования, но и «Учительской газеты». С той только разницей, что чиновников устраивают сведения о средних зарплатах, а мы все больше конкретными суммами интересуемся, потому что хорошо понимаем: среднюю зарплату на хлеб не намажешь и шубу из средней зарплаты не сошьешь. А образование дают не среднестатистические учителя, а живые люди, у каждого своя судьба, свои потребности и своя потребительская корзина. У кого-то она более полная, а у кого-то, как показывают наблюдения, почти совсем пустая. Вот об этих-то учителях и печалимся больше всего. Хочется им помочь или хотя бы привлечь к ним внимание ответственных (точнее, безответственных) лиц.
Будучи недавно в командировке в Ивановской области, я объезжала сельские школы, сильно удаленные от центра. Школы все малокомплектные, численность учащихся в них колеблется от 56 до 100 человек. Зарплаты, которые учителя охотно называли, привели меня в недоумение. Они настолько резко контрастировали с показателями, представленными на сайте Департамента образования Ивановской области и районных отделов образования, что у меня создалось стойкое ощущение если не обмана, то очковтирательства. Перед тем как выехать в командировку в тот или иной регион, я обязательно знакомлюсь с региональной системой образования, изучаю документы, выложенные на сайте, прочитываю публичные доклады руководителей министерств и управлений. Стараюсь составить впечатление, быть в курсе, чтобы разговор шел предметный. И перед ивановской командировкой, естественно, тоже ознакомилась со всеми показателями. Из прочитанного узнала, что средняя зарплата доведена до средней по экономике, то есть до 16 тысяч. «Молодцы!» – подумала я про себя, зная, насколько серьезные проблемы у бедной и дотационной Ивановской области. Регион фактически вымирающий, до сих пор там не дождались подъема рождаемости, до сих пор регистрируется большой отток трудоспособного населения (работы нет, поэтому молодые люди и отцы семейств вынуждены искать работу в столице). 90 процентов полей не паханы, не сеяны, луга заросли бурьяном – животноводства, прежде очень развитого, практически нет (сегодня сельское хозяйство едва начинает возрождаться). Производство, большую часть которого составляли предприятия легкой и текстильной промышленности, дышит на ладан. Огромные производственные помещения пустуют, потому что невозможно найти даже арендаторов. Дороги в Ивановской области одни из самых плохих в России, ремонтируются по остаточному принципу: учитывая рельеф и природно-климатическое своеобразие региона (болотистая почва), можно себе представить, в каком состоянии они пребывают с ранней весны до середины лета. По этим дорогам возят школьников – в регионе закрыто множество школ, сейчас процесс реструктуризации приостановлен. И вот на этом безрадостном фоне учителя (по отчетам) получают в среднем 16 тысяч – эта цифра звучит более чем обнадеживающе. Действительность оказалась намного хуже, чем бумажные показатели. Зарплаты в сельских школах колеблются от 4 до 10 тысяч. Математик 1-й категории с 40-летним стажем за 32 часа работы (сюда же входит классное руководство, проверка тетрадей) получает 10 тысяч. Его коллеги имеют меньше часов и зарплату соответственно намного меньше. Очень многие учителя с категорией и стажем живут на 6 тысяч. Самым высокооплачиваемым учителем, встреченным мною в сельской школе, стала завуч по воспитательной работе, ведущая по совместительству 18 часов предмета, школьный сайт и весь электронный документооборот школы. Она, самая богатая, получает на руки 12 тысяч и проводит в школе целый день. Заслуженный учитель, работающий в одной из основных малокомплектных школ Ивановской области, получает 18 тысяч. Ведет ставку, кружки и большую общественную работу. И как я поняла, его зарплата – потолок для региона. Хочется спросить у чиновников: каким образом у вас, господа, получилась такая высокая средняя зарплата? Не иначе как с учительской вы складывали свою зарплату, намного более круглую и весомую. Иначе непонятно, откуда такие дивные цифры…Так обстоит дело не в одной Ивановской области. Реальные суммы, о которых мы узнаем от учителей из других регионов, тоже отличаются от заявляемых на сайтах ведомств. Но дело не только в этом. Все чаще нам сообщают о том, что зарплату невозможно просчитать и проверить. И вот это уже более серьезный сигнал, чем просто низкая зарплата. В качестве примера приведу строки из письма учителя одной из школ в Ростовской области. Отмечу, что у этого учителя есть все для того, чтобы претендовать на максимальную зарплату: высшая категория, стаж, имя, авторитет, множество заслуг на региональном уровне. Он и получает максимальное из возможных в своей области вознаграждений, только вот одно «но» – живет вместе с семьей в общежитии. Восемнадцать с лишним лет. Заработать на квартиру в школе немыслимо, непредставимо. Муниципалитет помочь не может. Программы для поддержки молодых учителей в регионе принимаются, но учителя, которым более 35 лет, в эту категорию не попадают. Несмотря на все заслуги, 40-летним педагогам в решении жилищной проблемы не поможет никто. Этот вопрос они должны решать самостоятельно. Как? Этого никто не знает. Собственно говоря, письмо и написано в «Учительскую газету» с целью получить ответ на насущный и неразрешимый вопрос. В общежитской коммуналке у автора письма вырос ребенок – сегодня он уже студент. Слава богу, поступил в хороший вуз, и ему дали место в общежитии, а иначе… Жить троим взрослым в одной комнате – это, сами понимаете, испытание на прочность. Его не все способны выдержать. Вот строки из письма: «…Учительская зарплата печальна. Самое отвратительное, что она очень разнится по России. Поскольку я переписываюсь с коллегами из других регионов (в течение последних лет налажено профессиональное взаимодействие – активное сетевое общение учителей-предметников), то имею четкую и непридуманную картину зарплат. За равное количество часов, одну и ту же категорию, стаж и примерно равные заслуги перед Отечеством мы получаем зарплаты, отличающиеся на 6-12 тысяч. Не может быть такой разницы в государственных школах! Я бы понял, если бы разница составляла 3-5 тысяч, но 10, 12 – это не лезет ни в какие ворота!…В своей школе я считаюсь одним из самых оплачиваемых педагогов. Подавляющее большинство получают гораздо меньше. Но ни у меня, ни многих моих коллег нет уверенности в правильности начисления зарплаты. Раньше можно было просчитывать свою зарплату, и, не раз внимательно изучив квиток, мы находили ошибки бухгалтеров. Деньги можно было вытребовать. А теперь вообще не разберешься. Получили учителя квитки – целые простыни, и не могут понять, как бухгалтерия считала. Бюджет 1, бюджет 2… Категории одинаковые, а начисления разные. А фонд за качество работы – это вообще что-то невозможное. В больших школах (1000 и больше учащихся) из этого фонда учителя по 5 тысяч дополнительно получают. В небольшой школе и фонд грошовый, поэтому и получают учителя с гулькин нос, даже если имеют заслуги на уровне региона или страны. Мне, например, в сентябре за качество доплатили 3300 рублей, а в октябре вычли некоторую сумму, сказали, что классов (и соответственно часов) меньше стало, поэтому фонд сократили. Недавно я проводил мастер-класс для коллег из других школ, в том числе и крупных. В ходе общения выяснилось, что у них доплаты составляют 4-8 тысяч, причем педагоги, получающие такие доплаты, не имеют результатов даже на областном уровне. А у меня заслуги и на региональном, и на федеральном есть, зато моя доплата с их доплатами даже сравниться не может. Интересно, может ли администрация ходатайствовать о том, чтобы школе, которая имеет достижения и занимает высокие места в рейтинге, не сокращали стимулирующий фонд? Наша школа как раз одна из таких. Численность учащихся у нас небольшая, чуть более 700 человек. Но мы (как учителя, так и дети) принимаем участие во всевозможных конкурсах и нередко становимся победителями. У нас работают два победителя ПНПО, два лауреата областного конкурса «Учитель года». На базе нашей школы как наиболее передовой в городе проводятся совещания для предметников и директоров, мы делимся опытом. Но при этом за качество работы получаем в 2-3 раза меньше, чем наши коллеги из крупных школ с большим фондом. Не абсурдная ли ситуация? Завуч одной из школ, тоже небольшой, где я работаю совместителем, недавно пожаловалась на то, что учителя ей претензии предъявляют по поводу доплат. Она поинтересовалась, какой гонорар получаю я, и, услышав сумму, очень удивилась. В их школе учитель начальных классов только за то, что просто поучаствовала в городском учительском конкурсе (и ничего не заняла) получает доплату в размере более 6 тысяч. Как ни люблю я свою работу, как ни стараюсь больше думать об учениках, все чаще ловлю себя на мысли о зарплате. В этом году меня позвали еще в одну школу. Согласился, потому что нужно зарабатывать. Как у совместителя у меня там 10 часов в неделю – это 4600 рублей в месяц. Но эта подработка никак не поможет мне решить проблемы. Как и где можно заработать на жилье?» Что ответить автору письма? Я бы дала совет – поехать учителем в Ханты-Мансийск, на Алтай или в Якутию, там и зарплаты, и доплаты самые высокие, и квартиры, по слухам, дают… Но как предлагать такой выход педагогу, который почти двадцать лет жизни посвятил своей малой родине, отдал лучшие годы детям, живущим на этой, родной ему земле. Ведь он не только знания давал, но и учил любить свой родной край, водил в походы, рассказывал об истории. Теперь все бросить ради того, чтобы заработать на квартиру? Пренебречь многим, для того чтобы обеспечить себе квадратные метры? Предлагать такое решение проблемы как-то неправильно, несправедливо. Почему, чтобы заработать на жилье, человек должен менять не только место работы, но и место жительства? Кто-то, конечно, готов на все ради жилплощади, но настоящие педагоги тем и отличаются от остальных, что не могут пренебрегать тем, что считают для себя главным, значимым. Потому что, если пренебрегут, будут чувствовать себя предателями, вероотступниками. Я такие случаи знаю, их не так уж и мало. В общем, я не представляю, что ответить автору письма, что ему предложить. Надеюсь, кто-то сможет ответить на вопрос учителя из Ростовской области. Я намеренно не называю имя и место работы автора письма. Почти не сомневаюсь, что начальствующие органы не оставят эту информацию без внимания. Но оно (внимание) будет совсем не тем, какое человеку нужно. Квартиры ему никто не даст – это понятно, зато чиновники приложат все усилия, чтобы сделать непростую жизнь учителя еще более трудной. Поэтому мы стараемся оберегать добрых друзей газеты (потому что, если бы не они, мы бы не знали, что на самом деле творится в образовании – не секрет, что нам, журналистам, нередко показывают только парадную сторону учебного процесса) от ненужных им стрессов. Предлагаю читателям поделиться опытом удачного решения жилищного вопроса, если таковой у кого-то имеется. Надежда слабая, но она, как известно, умирает последней.
Комментарии