В середине октября на стриминговом сервисе Amazon завершился первый сезон сериала «Властелин Колец: Кольца власти».
«Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина, вышедший в 50‑х годах прошлого столетия, заложил основы будущего жанра фэнтези и изменил литературный мир навсегда. Опубликованный уже после смерти писателя «Сильмариллион», в котором сын Толкина Кристофер собрал наиболее проработанные истории легендариума, продолжает оставаться Библией фэнтезистов и по сей день.
Когда в 2017 году Amazon только получил права на экранизацию событий Второй Эпохи (за несколько тысячелетий до «Властелина колец»), никто не ожидал, что диспуты вокруг «Колец власти» разгорятся задолго до выхода первой серии. Сериал пережил эпоху ковидного застоя, выдержал поток расизма и сексизма, прикрытых верностью канонам Толкина, переборол недоверие к совершенно не известным до этого сценаристам, вышел на экраны в 2022 году и наконец получил свое признание.
За два месяца, что длился первый сезон, о сериале успели сказать очень многое, но мало кто говорил о главных его вопросах: на что ты пойдешь, чтобы выполнить свой долг, и насколько сложно оставаться на стороне добра?
Чувство долга в произведениях Толкина всегда было одной из основополагающих вещей, и «Кольца власти» не забывают об этом: буквально каждый из персонажей ведом долгом, будь он перед богами, перед народом, перед родными или самим собой. Именно долг является изначальной мотивацией главной героини – эльфийской княгини Галадриэль (Морвед Кларк), – но она сама не замечает, как ее высокое и благородное чувство превращается сначала в жажду мести, затем в одержимость, а потом в фанатизм. Чтобы выплыть из сгустившейся вокруг Тьмы, Галадриэль потребуется совершить целую плеяду ошибок, потерпеть чудовищное поражение и услышать прямое обвинение во зле от падшего эльфа (Джозеф Моул), мотивация которого окажется неуютно человечнее, чем ее собственная.
Двое других персонажей – эльф Арондир (Исмаэль Крус Кордова) и мальчик по имени Тео (Тайро Махафидин) – принимают противоположные решения, встретив стандартную голливудскую дилемму «любовь или долг». Мы привыкли, что в кино между долгом и женщиной мужчина всегда выбирает женщину, однако «Кольца власти» приятно удивляют: мужчина здесь остается верен своим принципам. А вот мальчик отдает врагу важнейший артефакт, из-за которого впоследствии гибнут десятки людей, но имеет ли кто-то право его винить, если на кону стояла жизнь матери?
От королевы людей Тар-Мириэль (Синтия Аддай-Робинсон), которая слепнет на войне, но ни разу не жалеет о своем решении на нее пойти, до капитана Элендиля (Ллойд Оуэн), что полностью утрачивает себя, потеряв в бою сына, от эльфийского дипломата Элронда (Роберт Арамайо) до дворфского принца Дурина (Оуайн Артур), которые вынуждены отчаянно лавировать между верностью своим народам и личной дружбой, – «Кольца власти» не прекращают поднимать вопросы долга, жертвы и морального выбора, но никогда никого не судят: мы все принимаем разные решения, потому что мы живые и у нас совсем разные истории. От страхов, заблуждений и ошибок никто не застрахован, не важно, какого мы пола, цвета или расы, смертные мы люди или бессмертные и благородные эльфы. Мы все боимся, мечемся и страдаем во имя своих собственных идей. Такова жизнь, и это нормально.
Вряд ли до выхода сериала кто-то мог представить, что никому неизвестные шоураннеры (Патрик Маккей и Джон Д.Пейн) осмелятся придать глубину не только героям, но и второму по важности антагонисту всего легендариума Толкина. В отличие от кинотрилогии Питера Джексона Саурон (Чарли Викерз) в «Кольцах власти» предстает перед зрителем в человеческом и, как положено обманчивому и одурманивающему Злу, внешне привлекательном образе. Не важно, сразу вы распознали Саурона в грустном смертном по имени Халбранд или восьмая серия поразила вас своим откровением, слово за словом, событие за событием, но Халбранд/Саурон ни разу не лжет Галадриэль и в своих переживаниях выглядит крайне искренним. Настолько, что начинаешь задаваться вопросом: он так искусно обманывает всех, включая зрителя, или всерьез жалеет о содеянных злодеяниях?
Заигрывая с образом раскаивающегося Сатаны, «Кольца власти» тем не менее прекрасно знают, что Зло навсегда остается Злом, если не изменяет образ мысли и поведения. Что бы Саурон ни думал о своем прошлом, какими бы искренними ни были его попытки работать на благо Средиземья, он все равно делает это по-старому: крадет, предает, убивает и не воспринимает иного мнения, кроме своего, а значит, он никогда не вернется к Добру. Это контрастирует с образом Галадриэль, которая в конце первого сезона находит в себе силы сложить оружие и свернуть с неверного пути, на который встала.
Со всей утонченной безжалостностью сериал показывает красивое лицо благородных намерений, из которых вырастает тирания. Ведь часто худшие из диктаторов начинают свой путь с желанием исцелить мир и принести всем счастье, если только эти все будут слушаться.
«Кольца власти» – это прекрасно снятое сложное произведение по мотивам толкиновских канонов, в котором благодаря сознательным сценаристам и талантливейшим актерам современные идеи нашего мира о равенстве и равноправии гармонично переплелись с неизменным противостоянием Добра и Зла снаружи и внутри, в мирах профессора Толкина.
Комментарии