search
main
0

На что способен школьный учебник?

​В Психологическом институте более сорока лет существует лаборатория психологических основ построения школьных учебников по русскому языку, которой руководит действительный член Российской академии образования Генриетта Граник.

Исследования, проведенные в лаборатории, опыт лучших российских учителей, сотрудничавших с ней, привели ученых к мысли о том, что среди многочисленных проблем, стоящих перед школой XXI века, есть такие, без решения которых не будет работать ни одна концепция образования, ни одна конкретная образовательная программа. В первую очередь это проблема создания учебников нового типа и тесно связанная с ней проблема понимания.Сегодня, в эпоху «пугающей широты синтеза», по выражению С.Рериха, учебник по русскому языку властно требует целостного подхода к проблеме своего создания, синтеза ряда наук: и лингвистики, и литературоведения, и психодидактики, и общей психологии, и логики, и возрастной физиологии, и методики преподавания.В 1960-е годы, размышляя о трудностях создания современных учебников, вице-президент тогдашней АПН СССР А.И.Маркушевич назвал эту проблему проблемой Агафьи Тихоновны. Помните: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча…» Здесь Агафья Тихоновна, совсем в науках не искушенная, построила блестящую модель тех ситуаций, которые почти неизменно возникают на конкурсах учебников. Возникают именно потому, что большинство учебников создается без серьезной теоретической базы.Чтобы построить психолого-дидактический фундамент курса «Русская филология», необходимо было осуществить теоретические и прикладные исследования. Появились первые учебные книги «Секреты орфографии», «Секреты пунктуации», «Речь, язык и секреты пунктуации», а также экспериментальные учебники по синтаксису и пунктуации, награжденные премией им. К.Д.Ушинского. Среди лауреатов впервые (!) в премиальной педагогической практике были учителя. Дважды создатели учебников были удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования.У истоков этой работы стояли Г.Граник, С.Бондаренко, Л.Концевая, к ним присоединились Н.Борисенко, С.Шишкова, К.Миронова, замечательные учителя О.Кантаровская, Г.Владимирская, О.Гвинджилия, писатели И.Токмакова, Р.Коваленко, Т.Крюкова, С.Козлов.Чем же новые учебники отличаются от традиционных?Прежде всего учебники нового типа позволяют решить одну из главных целей обучения – пробуждение у учащихся любви и интереса к школьному предмету «Русский язык». Не к русскому языку (это все-таки для детей абстракция), а к конкретному учебному курсу, который ежедневно стоит в расписании. Для этого учебник актуализирует такие психологические процессы, как мотивация, внимание, понимание, воля, произвольное и непроизвольное запоминание, воображение, эмоции и чувства.У новых учебников много отличительных признаков, рассказать обо всех не хватит десятка газетных разворотов. Но есть у них одно преимущество, которое сразу называют сами дети: эти учебники написаны для них, учеников, по ним хочется учиться и интересно учиться. Учебники разговаривают с учеником-читателем, беседуют с ним.Как же авторы этого добиваются? С самого начала они понимали, что писать учебник прежним, сухим, безОбразным (и потому безобрАзным) языком нельзя. Учебник нового типа потребовал создания особого языка. Для этого была изобретена речь, которую назвали «устная речь в ее письменной форме». Чтобы учебник был детям по-настоящему интересен, авторы используют самые разные возможности, например, выбирают такую форму изложения материала, которая одновременно адресована и к эмоционально-образному, и к абстрактно-логическому мышлению учащихся.При создании нового курса нужно было решать и проблему понимания, и проблему взаимосвязи «двух трагически разлученных школьных предметов» – русского языка и литературы. Отсюда еще одна особенность этих учебников – текстоцентрический подход к изучению русского языка. Он предполагает, что основной единицей обучения становится текст. Прежде всего художественный, который, воздействуя на эмоции читателя-ученика, волнуя его, будит воображение, активизирует размышления, рождает активную нравственную жизненную позицию. Так что учебник решает еще и такую важную задачу, как нравственное воспитание учащихся.Сегодня мы имеем единый, целостный курс русского языка с 1-го по 9-й класс, с 2011 года выпускаемый издательством «Мнемозина». Учебники начали свое шествие по всей стране.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте