На что похожа клякса
Рисуем кистью по воздуху
На каждый открытый урок приходят корреспонденты нашей школьной газеты “Школьная хроника”. Их мнения очень интересны и важны для нас, взрослых, которые готовят и придумывают эти уроки.
И вот начинается урок. Мы вспоминаем, какими мазками пользуется художник, чтобы передать настроение, свет, структуру. Мы рисуем кисточкой в воздухе – вальс, свет солнца, дождь… Ребята, как целый класс дирижеров, рисуют в воздухе свои воображаемые картины, и их скованность постепенно исчезает. Теперь можно творить.
Я раздаю ребятам листы с кляксами. На что они похожи?
Мы вспоминаем плывущие облака. Помните, если лечь на траву и смотреть в небо, можно представить себе, что по небу плывут звери, птицы, замки, корабли… Дети очень быстро включаются в эту игру. Море красок. Можно только удивляться смелости и непредсказуемости наших художников. Только успеваешь перемещаться от одного к другому. Одному требуется совет, другому поддержка. Главное, не потерять темп урока и успеть сделать то, что задумано. В оставшиеся минуты мы успеваем полюбоваться своими творениями и проанализировать все, что удалось создать. Я прошу поразмышлять ребят о своей картине. Почему они решили остановиться именно на этом сюжете, что испытывали, когда рисовали. Я всегда тревожно жду анализа урока самими учениками. Мы, взрослые, можем грамотно размышлять о методике, приемах, а как дети воспринимают то, что мы им предлагаем?
“Рисунок “Зверь” я нарисовал потому, что клякса очень его напоминала. Я рисовал мазками, не мог остановиться. Мне даже самому понравилось, как рисовал. Мазки напоминали шерсть зверя и его рога. Их я и начал рисовать раньше всего, что не очень верно. Мне с самого начала клякса показалась “зверем”.
КРУПЕННИКОВ, 5-й “Б” кл.
“Я рисовала цветы, большие, красочные, может быть, радостные. Рисунок зависит от настроения художника, от человека, который рисует. А у меня было радостное настроение. И я пыталась передать счастье этого дня”.
Таня ЧЕРЕМИСИНОВА,
5-й “Б”
“Я, конечно, растерялась, потому что это был первый открытый урок в моей жизни. Я посмотрела на кляксу и подумала, что она похожа на дерево. Получалась верхушка дерева. Но потом мне захотелось сделать дерево-весну. Я оставила ветки – будто это волосы, и ствол – будто это платье. Хотелось как-нибудь украсить Весну, но, к сожалению, прозвенел звонок. Я никогда не забуду этот урок. А особенно мне понравилось, что было много интересных работ, а некоторые были даже прекрасными”.
Даша ДОРОГОВЦЕВА,
5-й “Б”
“Мне вообще нравится рисовать. У меня было чувство, как будто я рисовала настоящую картину, как настоящий художник. Когда я увидела свой лист с нарисованной на нем кляксой, я сразу представила, как будто очень красивая девушка танцует, а ее платье развевается на ветру. Как легкая, шелковая материя кружится и летает вместе с девушкой.
Прикосновение кисти к листу дает ощущение свободы. Рисовать нужно смело и мазки нужно делать свободным движением руки”.
Лиза ПРЯНИКОВА,
5-й “Б”
…Закончился этот урок-праздник. А вечером мы делаем газету. Уставшие корреспонденты показывают свою работу. Они побывали на многих уроках. Их репортажи – прекрасный материал для размышления каждого из нас. Завтра выйдет наша “Школьная хроника”, и читатели будут изучать статьи и рассматривать фотографии.
А я читаю статью нашего корреспондента из 11-го класса Майи Любовицкой о нашем уроке. Интересно, что чувствует выпускник, придя на урок к детям?
“Наверное, любой ученик нашей школы любит урок рисования. Некоторые потому, что на нем не надо ничего считать. Другие за то, что на нем можно открыть свою душу. Я всегда любила этот урок. Вот и теперь пришла на него и окунулась в мир детства, мир мечтаний.
И вот урок начался. Н.В. торжественно обьявляет, что сегодня будем воображать и мечтать, и вместо чистых раздает большие листы, на которых изображены…кляксы. В этих кляксах дети смогли увидеть и принцесс, и забавных зверюшек, и цветы, и прекрасных птиц. Сколько рисунков, столько совершенно разных людей, ведь искусство раскрывает душу человека, его настроение, его мысли. Урок был замечательным, он понравился всем – и детям, и нам, и, наверное, всем, кто пришел и увидел эти рисунки, почувствовал атмосферу доброжелательности и понимания между учениками и учителями”.
Бегаю за солнцем. Почему не могу догнать?
Шестой класс. Урок посвящен графической миниатюре. Мы уже знакомились с графическими приемами. Тушь. Перо. Фломастер. Лаконизм. И в графике, и в содержании.
Посмотрите вокруг! Мы часто не замечаем, проносимся мимо всего, что нас окружает. Разве не интересно проникнуть в окружающий мир, осмыслить его, сосредоточиться…
Нам помогут стихи японских поэтов – хайку. Почему именно они? В трех строчках заключен маленький кусочек мира. Без лишних фраз человек может выразить свои чувства. Сколько внутренних переживаний может вызвать обыкновенный предмет, дерево, цветок!..
Мы читаем стихи. А дети делают зарисовки к ним. Басе:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Когда дети привыкают к звукам необычных стихов, мы пробуем их создать сами. Не будем требовать четкого выполнения правил хайку. Пусть эти стихи будут лишь по мотивам классических трехстиший…
Я на берегу.
Бегаю за солнцем.
Почему не могу догнать?
Гога П.
Нежные пушинки летят
И улыбаются нам свысока.
Мы вспоминаем хорошее.
Юля Х.
Пень одинокий стоит.
И мимо, когда я иду,
Он здоровается тихо со мной.
Петя Ж.
Это задание доступно детям в разном возрасте. Смотрите, как откликаются на него пятиклассники и семиклассники.
Все люди спали.
Солнечный свет лился робко,
кротко.
Это был ранний восход.
Андрей Э., 5-й кл.
Вот солнечный зайчик
Бежит по стене –
Мой день рождения.
Маша К., 7-й кл.
Бедное солнце!
Висит, не может светить –
Снег падает, облака.
Ле Бик Хань, 5-й кл.
Я вижу гнездо и птиц.
Они суетятся у гнезда.
Расцвет чьей-то жизни.
Коля К., 7-й кл.
Мы вернемся к этим стихам. Мы будем их рисовать.
Сказочный ответ
Перед этим уроком я спрашиваю первоклассников, на какой вопрос им хотелось бы получить сказочный ответ. Вопросов великое множество. Я читаю их старшим. Выбирайте, какой хотите, для вашей сказки.
Почему у оленя рога?
Куда плывут облака?
Почему идет дождь?
Как я появился на свет?
Дети сначала улыбаются. Неожиданно в их возрасте серьезно представить себя папой или мамой. Потом их лица становятся задумчивыми – они нашли свою нить, и начинается самое интересное – создание сказки.
В классе очень тихо, и я сама боюсь нарушить эту тишину. Пятнадцать минут счастья для учителя! С нетерпением жду, что получится.
В пятом-шестом ребята создают сказку, сами играя в нее, а в седьмом-восьмом совсем по-другому. Трудный возраст. Здесь много детей душевно взьерошенных, которым с собой-то справиться нелегко. Какие там сказки? И все же…
Мне интересно наблюдать за ними, это самый волнующий момент. Я еще не знаю, что получится у ребят, но лица – у кого задумчивые, у кого растерянные, у кого сосредоточенные, вселяют надежду. Звонок. Ребята сдают свои работы. Улыбаются. А мне не терпится скорее их прочитать.
Сказки! Их много. И самое главное – они искренние. И я не знаю, как выразить детям свою благодарность за этот урок. Мы обязательно нарисуем иллюстрации к этим сказкам, научимся делать макет книги, выберем технику исполнения. А пока вот некоторые из них.
Почему идет дождь?
Иногда солнышко устает светить ярко и начинает капризничать, и доходит до того, что оно начинает плакать. Но потом ему становится стыдно, и солнце, чтобы его никто не видел, закрывается тучами.
Маша СЕМУШКИНА,
7-й “А”
Куда плывут облака?
Облака плывут вдаль, туда,
Где синее море,
Туда, где сыпучий песок,
Туда, где солнце пылает,
Где люди дружно живут.
Облака бесконечно плывут.
И нет такого места, где их не
увидел бы ты.
Люда НЕЧАЕВА,
8-й “Б”
Почему у оленя рога?
Давным-давно жил на земле первобытный олень. Все было у него, как у обычного оленя, – хвост, четыре ноги и два глаза. Только там, где сейчас рога, у первобытного оленя торчала взьерошенная грива.
Однажды олень гулял по лесу. Вдруг началось землетрясение. Ветер срывал листья с деревьев. Гнал их по земле. Олень очень испугался. Он спрятался под большое дерево и перевел дух. Но тут случилось самое невероятное: дерево не устояло под очередным порывом ветра и рухнуло на землю. Олень едва успел отскочить в сторону.
Но одна ветка все-таки задела его и застряла в гриве. Как олень ни старался, не смог сбросить ветку, только всю гриву вырвал.
С тех пор он так и носит ветку у себя на лбу.
Наташа СТОЙНОВА,
5-й “А”
Может быть, когда-нибудь мои ученики, такие разные, вспомнят наш урок. И появится какая-нибудь новая интересная сказочная история, придуманная специально для их маленьких детей, будущих учеников.
Наталья БОГДАНОВА, учитель СШ # 875
Москва
И я снова ученица…
И я снова ученица…
В первый мой трудовой день в 90-й саратовской школе меня приветливо встретила завуч Тамара Васильевна Каткова.
– Вы любите детей? – спросила она. – Это самое главное в работе учителя, а опыт с годами придет.
С этой минуты невидимый счетчик стал отсчитывать годы моей педагогической деятельности. Провела урок. Кажется, все получилось, но чувствую, опыта маловато. А в соседнем классе ведет уроки заслуженный учитель России Т.Г.Косырева. Вот кто может помочь мне и научить избегать ошибок и неточностей! Заходишь к ней на урок, садишься за последнюю парту… И вот ты уже не учитель, а ученица. Весь урок не сходит с ее лица приветливая улыбка. Стараешься ничего не пропустить, как губка, все впитываешь. Но это не означает последующего слепого подражания. Уходя с ее урока, испытываю творческий подьем и желание работать с полной отдачей сил. Начинаю придумывать новый урок, интересный и мне, и детям.
А вот на уроке присутствует завуч школы, отличник народного образования Т.В.Каткова. И вновь чувствую себя ученицей. Тамара Васильевна подбадривает меня. После урока дает практические советы.
Летят годы. Приходит опыт. И вот, уходя на пенсию, эстафету завуча Тамара Васильевна передает мне. Но, как и прежде, она – мой милый учитель, мой добрый советчик, а я – ее преданная ученица. Как правильно составить расписание, как проанализировать урок, как помочь молодым учителям, как поддерживать доброжелательную обстановку в большом женском коллективе… – всему этому научила меня она.
Сейчас я директор сельской Дубнянской школы. В нашем селе всего одна улица, а в центре ее – новая школа. Четыре года назад меня приветливо встретили сельские детишки, их родители и молодой коллектив учителей. Именно здесь я особенно ощутила свою нужность и полезность.
Вот когда пригодился мне мой саратовский опыт! Я помогаю и поддерживаю своих молодых коллег, а они поддерживают меня.
Все эти годы с благодарностью и трепетом в душе вспоминаю своих саратовских коллег, своих добрых учителей.
Большое спасибо и низкий поклон за вашу щедрость. Вы – мои учителя. Я – ваша ученица.
Ольга АШТАЕВА,
директор Дубнянской неполной средней школы, учитель математики
Адыге-Хабльский район,
Карачаево-Черкесская республика
Комментарии