Как и в олимпийском спорте – тяжелый труд, выдержка, железная дисциплина, четкое целеполагание, амбициозность, бескомпромиссный путь к установленным рубежам. Список можно продолжать не так уж долго. И самое главное, что безапелляционно должно быть в него включено, – это на сто процентов не соответствующая действительности и от того еще более созвучная человеческому сознанию легкость достижения высокого результата. Огонь, воду и медные трубы мы традиционно оставляем себе. Сегодня, ввиду той идеи великих о том, что высокие достижения принадлежат не только их авторам, но и обществу, в котором эти достижения транслируются, мы делимся тем, что в общем и целом звучит следующим образом: «Механизмы достижения качества образования».
В рамках введения ФГОС нового поколения педагогический коллектив школы №1223 разработал программу управления качеством образования, цель которой определение стратегических направлений и механизмов управления процессом достижения нового качества образования с учетом специфики работы школы в режиме развития. В программе отражены тенденции развития школы с учетом ее социума, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса, управления им с ориентацией на достижение нового качества образования. Специфика развития школы в данный период определяется тем, что школа с 1 января 2012 года стала участником пилотного проекта развития образования, а также постоянным участником проектов международного сотрудничества («Россия – Италия», «Россия – США», «Россия – Нидерланды», «Россия – Китай»), реализует сетевые инновационные образовательные программы как механизм достижения нового качества образования. Таким образом, учитывая государственную стратегию развития школьного образования, систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, мы выявили те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, с одной стороны, определяют стратегические направления развития школы, а с другой – достижение нового качества образования в условиях школы. Таковыми ожидаемыми результатами стали сохранение и развитие здоровья, повышение качества школьного образования, создание условий для позитивной адаптации выпускника к жизни, создание в рамках школы социокультурного пространства для реализации всех детских инициатив. Проще говоря, главными слагаемыми успеха стали системность и комплексность подхода к стратегии организации и развития педагогического процесса в целом и качества образования в частности.Системный подход затрагивает все стадии учебного процесса, возводя его в единую совокупность требований, характерных для каждого отдельного этапа образовательной модели. Начиная с установочного педагогического совета, а то и ранее, после рассмотрения последних апелляций мы четко и кропотливо подводим итоги прошедшего года, учитываем минимальные недочеты и изъяны в прохождении программ, обновляем базы одаренных детей и учеников с недостаточной мотивацией (да, существуют и такие, и задача педагога в данном случае – помочь расправить крылья и тем и другим).Благодаря системе подготовки к уроку, которая начинается задолго до звонка на первый в новом учебном году урок, материал подается таким образом, что каждый ученик в классе на сто процентов ощущает себя в ситуации успеха.Известный специалист в области педагогики столетие назад заметил, что коня можно привести на водопой, но заставить его испытать чувство жажды невозможно. Современный педагог еще и блестящий психолог, способный «заставить пить» и успешных, и отстающих учащихся. Для этого на занятиях наши педагоги используют информационные технологии, делая каждый урок ярким, запоминающимся, а главное – перспективным, разрабатываются декады изучения различных предметов и факультативные занятия.Внеурочная деятельность как часть педагогического процесса всячески поддерживает и дополняет его. Основной специализацией школы №1223 стали иностранные языки (английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, китайский, японский), это определяет тенденции и характер факультативных занятий, декад и элективных курсов («Деловой английский язык», «История Великобритании», «Культурология», «Занимательный английский для одаренных детей»). В перспективе на базе школы планируется создание Лингвистического центра образования и Центра приема экзаменов Кембриджского университета, поэтому внеурочная деятельность, связанная с углубленным изучением языков и культур, проходит по двум направлениям: Запад (европейские языки, культуры, современность) и Восток (традиции, Азия, философия). Такая структуризация процесса обучения позволяет наиболее глубоко и емко погрузить учеников в детали и тонкости формирования и развития социокультурной компетенции. В организации УВП по иностранным языкам школа опирается на положительный опыт обучения: деление на языковые группы численностью не более десяти человек, введение системы элективных курсов и факультативов, возможность повышения квалификации учителей на стажировках и в международных поездках (проекты «Россия – Италия», «Россия – США», «Россия – Нидерланды», «Россия – Китай»). Изучение второго иностранного языка (по выбору немецкого, французского или итальянского) осуществляется с 4-го класса, организованы спецкурсы по английскому, французскому, немецкому, итальянскому, испанскому, китайскому и японскому языкам в рамках дополнительного образования для углубления базового компонента, где отрабатывают приобретенные навыки по всем видам речевой деятельности.Школа №1223 – постоянный участник международных культурно-образовательных проектов. Изучение иностранных языков – необходимое условие и эффективное средство в реализации международных проектов. Школа участвует в построении реальных диалогов, дискуссий, совместных мероприятий, фестивалей и других культурно-образовательных проектов с представителями разных культур, обеспечивает разработку механизмов этнокультурной самоидентификации обучающихся и реализацию принципов толерантности, организует международные экскурсии и летние лингвистические лагеря в Англии, Италии, США, Китае, Словакии, где как у учеников, так и у педагогов есть возможность повышения уровня владения иностранными языками.Продолжая разговор о конкретных результатах работы школы, необходимо отметить, что в работе с одаренными детьми мы достигли определенных вершин. Достаточно сказать, что только в прошедшем году 68% учащихся школы заняли призовые места на олимпиадах различного уровня, многие были вовлечены в научно-исследовательскую деятельность, для успешной реализации которой в школе создана академия школьной науки – своего рода ученическо-родительско-учительская общность, контролирующая разработку научных проектов с применением различных инновационных методик, таких как, например, скайп-педагогика или антропологический подход в системе повышения качества образования. Такой метод позволяет учитывать индивидуальные психолого-генетические особенности каждого ребенка, выявляет способности и потребности всех учащихся по результатам мониторингов и статистики. Проектно-исследовательская деятельность в школе – обязательная часть процесса обучения, которая осуществляется при постоянной поддержке родителей, в чем в очередной раз проявляются системность и преемственность.Физкультурно-массовая деятельность – неотъемлемая часть жизни современного школьника, в рамках которой происходит и формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, и расширение спортивной базы, и расширение контактов со спортивными организациями. В нашей школе стартовал инновационный проект «Урок со звездой», в рамках которого звезды профессионального спорта и олимпийские чемпионы (Софья Великая, Ирина Слуцкая) делятся с ребятами опытом на уроках физической культуры. В школе также проходят уроки со «звездочкой», когда уже непосредственно ученики, имеющие блестящие спортивные результаты, юные кандидаты в мастера спорта, чемпионы приоткрывают своим младшим товарищам дверь в мир высоких спортивных достижений, мотивируя их тем самым на постановку собственных целей как в области спорта, так и в научной сфере.Что касается темы здоровья, то медико-психолого-социально-педагогическая служба школы регулярно проводит обследования детей первых классов, изучает контрольные группы учащихся, оказывает индивидуальную психологическую помощь учащимся, психологические консультации и помощь родителям учащихся. В начальной школе психолог проводит мероприятия по адаптации первоклассников к школьному обучению, диагностику эмоционально-личностной сферы подростков в средней школе, в старшей – тренинговые занятия по психологической подготовке к успешной сдаче экзаменов, консультации для родителей.Важным этапом механизма достижения качества образования в школе №1223 стало создание условий для профессионального роста учителей. Речь идет об освоении нового инновационного оборудования (поставки которого в 2011-2012 учебном году превзошли все ожидания), его апробации и реализации на практике, об освоении и использовании современных педагогических технологий (с 2009 по 2012 год школа участвовала в городской экспериментальной площадке «Социально-педагогические условия развития профессиональной компетентности учителя»), о личностно-профессиональном самосовершенствовании учителей в процессе инновационной и научной деятельности, о взаимопомощи, системе семинаров и мастер-классов (городская научно-практическая конференция «Стандарты и инновации: проблемы модернизации общего образования в России», окружной семинар «Информационная культура учителя», городская научно-практическая конференция «Система работы с одаренными детьми в образовательном учреждении как фактор обеспечения непрерывности и преемственности образования»).За колоссальными энергозатратами и наукоемкой работой с неизменно высоким коэффициентом полезного действия непременно следуют заслуживающие уважения результаты и высокий уровень качества образования.Людмила РОМАНОВА, директор школы №1223Информация к сведениюИстория одной из первых московских лингвистических общеобразовательных школ – средней школы №1223 – насчитывает более 70 лет. Она была открыта в 1937 году как гимназия №602 и стала девятой в Москве школой с углубленным изучением английского языка, за короткий срок получила широкую известность в образовательных кругах столицы как школа, выпускающая детей с очень высоким уровнем образования, свободно говорящих на английском языке. В 1987 году школе был присвоен номер 1223. В 2006 году была проведена реконструкция школы, появилось новое просторное здание, позволившее проводить обучение в одну смену.В 2006 году была проведена реконструкция школы, появилось новое просторное здание, позволившее проводить обучение в одну смену. В школе работают 20 кабинетов иностранного языка, оборудованы пять лингафонных кабинетов, к услугам ребят – персональные компьютеры; каждый учебный класс подключен к сети Интернет, возможности которой педагоги школы широко используют в процессе обучения языкам, а также основным предметам. За последние 5 лет прошли аттестацию все учителя. Высшую категорию в школе имеют 30 учителей, первую – 30,7 выпускников школы работают учителями русского, английского языков, математики. Проведение педагогических советов строится нетрадиционно и разнообразно: это деловые игры, встречи с психологами и врачами на круглых столах, работниками окружного управления, МЦ округа, знакомство с передовым педагогическим опытом.Ежегодно выпускники школы получают от 7 до 12 золотых и серебряных медалей. 100% выпускников школы ежегодно поступают вузы. 10 выпускников школы №1223 2011 года внесены в список «Лучшие люди России-2011».В нынешнем году школа отметила 75-летие, к которому получила очень оригинальный подарок от своих учеников.
Комментарии