29 октября исполнилось десять лет Сибирскому кадетскому корпусу, созданному на базе бывшего детского дома.
Он стал известен не только авторскими методиками военного образования, но и современной эффективной системой нравственного и военно-патриотического воспитания, которая основывается на развитии чувств и способностей воспитанников. Этим летом юные кадеты совершили со своим руководителем Андреем Некрасовым очередной шлюпочный поход “Сибирь-Волга”, изучая материалы об участии воинов-сибиряков в Сталинградской битве. Программа воспитания здесь выстроена так, чтобы мужество, героизм и воля сочетались в ребятах с благородством и отзывчивостью сердца. Талантливые педагоги создали в Сибирском кадетском корпусе развивающую социальную среду.
Дискуссия лингвистического характера
Председатель Совета директоров кадетских корпусов России, обычно корректный и подчеркнуто мужественный Николай Бордюг весьма эмоционально возмущается невежеством современных средств массовой информации, которые родительный падеж множественного числа от слова “кадеты” пишут в недопустимой форме – “кадетов”. Он ссылается на авторитетное мнение родоначальников кадетского движения и зарубежные источники, на мнение военных специалистов. А когда кто-то предположил, что возможны и допустимы оба варианта, Николай Вольдемарович чуть ли не обиделся. И тогда я поняла, почему сибиряки в свое время так настойчиво требовали на совещаниях создания координационного совета и единообразия в концепции, программах и методах всех кадетских корпусов и кадетских школ России: для них это не педагогический эксперимент, не военно-патриотическая игра с детьми, а дело жизни, где иная деталь значит не меньше, чем целое.
Так что “процесс становления обновленных корпусов был и есть тернист: начиная от непонимания окружающими кадетской идеи, путающими “кадет” и “кадетОВ” – “конституционных демократов”, и кончая величайшими экономическими трудностями на пути корпусов”.
Кадетское образование в Сибири представлено десятками школ разного типа. В Красноярском крае созданы шесть кадетских школ-интернатов и региональный орган управления ими – управление по делам казачества и кадетских учебных заведений администрации Красноярского края. Но, несмотря на утвержденное правительством Типовое положение о кадетской школе, нормативно-правовые документы еще не разработаны, а вместе с разнообразным опытом нарастают и проблемы, обостряются противоречия.
Андрей Некрасов, например, заместитель директора СКК по профильной работе и один из “отцов-основателей” первого в новой России кадетского корпуса (в труднейшем 1992 году), убежден, что именно военно-техническая подготовка должна занимать особое, если не ведущее, место: “Кадетский корпус – не школа искусств, не физико-математический лицей и не лингвистическая гимназия. Духовным стержнем учебного процесса в кадетском корпусе, безусловно, служит военно- патриотическое воспитание молодежи”. Андрей Михайлович даже предлагает изменить содержание точных и гуманитарных дисциплин так, чтобы их пронизывали межпредметные связи с военно-техническими дисциплинами. “Для обучения грамматике и фонетике вполне могут быть использованы военные термины и оборотные речи”, – пишет он в первом номере журнала “Образование” за 2001 год (стр. 89). Принимают в корпус с семи лет, а в школу раннего развития при нем – с шести. Так что про “безусловный духовный стержень” в форме военно-технических дисциплин как основы становления личности очень хотелось бы поразмышлять. Особенно если вспомнить малыша в кадетской форме, упавшего в обморок от волнения на торжественном параде.
Но, может быть, в многообразии мнений и подходов есть свое преимущество? Во всяком случае в самом Сибирском кадетском корпусе и учебный план, и состав, и расстановка кадров таковы, что чаще всего удается избегать крайностей. Здесь прекрасная кафедра словесности, которая украсила бы престижный языковой колледж, яркая группа историков, создавших оригинальные авторские курсы, талантливые преподаватели дисциплин художественно-эстетического цикла. Словом, есть условия, чтобы из подростка формировался гражданин внутренне свободный и культурный, а не просто бездумно-исполнительный “человек боя”, готовый сражаться за что угодно и на чьей угодно стороне. Но преподавателям гуманитарных наук в кадетских корпусах постоянно и напряженно приходится отстаивать свою роль в духовном воспитании, без которого и военный, и технический гении могут оказаться кровавыми преступниками вселенского масштаба. Когда идеалом становится Маша Распутина, истошно голосящая в концерте для заслуженных милиционеров “Купи меня, купи меня!!!”, а в губернаторы выбирают самых богатых, прилежное изучение “явления выстрела” не гарантирует даже сохранения здравого смысла, тем более человечности.
Человечно представить человеческое
Творческие работы воспитанников Сибирского кадетского корпуса ошеломляют не меньше, чем создания их преподавателей. А работает здесь немало людей незаурядных, художественно одаренных. Виталий Агафонов, руководитель первого в России кадетского духового оркестра, выпускник Новосибирской школы военно-музыкантских воспитанников, а затем консерватории имени Глинки, написал не только “Кадетский гимн” и “Кадетский марш”, но и еще более 100 произведений для оркестра, солистов, хора. Работы Людмилы Лукиной, обучающей детей по 14 направлениям профессиональных художественных ремесел, – украшение корпуса. Режиссер школьного театра Илья Карауш и Нина Большакова поставили изумительный спектакль по письмам Блока и Елизаветы Караваевой “Такая живая”…
Когда ученики Марины Савицких читают на уроке “Я убит подо Ржевом”, стоит звенящая тишина. Савицких умеет включить в работу воображение слушателя, погрузить его в мир поэтических образов и человеческих переживаний.
Эти уроки и уроки других педагогов корпуса созвучны педагогической концепции Нины Большаковой:
– Сегодня нужны нетрадиционные подходы даже в кадетском образовании. В обществе нет единой идеологии, единого идеала. Нет и той самой единой национальной идеи. Моральная растерянность и разобщенность стали очевидны. Надо совершенствовать те способности подростков, которые дают им возможность находить свои уникальные смыслы. Делать правильный выбор и нести за него ответственность учат вместе практика и мысль, чувство и знание, а не сумма догм и правил, как бы прекрасны они ни были. Патриотизм должен вырастать не из наставлений и внушений, а из разнообразной собственной практики, душевных и художественных переживаний, питающих духовность.
“Служим Родине! Честь имеем!”
Во всех программах Сибирского кадетского корпуса явно прослеживаются исторический подход к осмыслению современных проблем и преемственность традиций. Читая заветы кадетам великого князя Константина Константиновича, юные сибиряки обнаруживают их удивительную тождественность тому, что слышат повседневно: “55. Не образовывать партий. 56. Поссорившись, думать о мире. 57. Не доносить и не сплетничать. 60. Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей. 61. Не бояться быть вежливым. 62. Уважать чужое горе, печаль, радость и веселье”.
По этим заповедям кадеты старших классов живут в интернате, по этим заповедям организована жизнь в летних кадетских лагерях, в ежегодных турпоходах, в трудовых десантах и поисковых экспедициях, на военных сборах. Для мальчишек. Особенно из неполных семей. Для них сегодня это самая лучшая – если не единственная – школа мужского характера, выдержки, дисциплины, воли и высокого благородного товарищества. Но эта школа сейчас нуждается в поддержке государства, законодателей, педагогической науки и организаторов образования.
Сегодня практика кадетского образования не обеспечена методологически и теоретически, а материальная база собирается по крохам этими самоотверженными энтузиастами, передающими детям главную свою духовную и нравственную идею, ставшую девизом Сибирского кадетского корпуса, – “Служу Родине! Честь имею!”. Пора бы и государству иметь честь и с государственной мудростью позаботиться об этой территории воспитания патриота.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Комментарии