На северо-востоке Ставрополья, на границе с калмыцкими пустынями и знаменитым озером Маныч-Гудило, расположен степной Апанасенковский район со своей сложной историей многочисленных переселений, в том числе и казачьих.
В 1930 году на территории района была создана Дивенская спецзона, в состав которой входило одиннадцать сел. Именно эти населенные пункты стали новым местом проживания спецпереселенцев с Кубани, Дона, раскулаченных крестьян из разных районов Ставропольской губернии, других мест Северного Кавказа – всего более 45 тысяч переселенцев. Казалось бы, такое непростое время должно было сломить казачьи волю и дух. Но не зря говорят, что сравнить дух казака можно разве только с ветром – сильным, свободным, вольным. А самое главное – он передается из поколения в поколение, и это непреложный факт! Поэтому для Апанасенковья казачье кадетское образование – тема очень важная и ответственная. Ведь мы являемся наследниками такой богатой и великой культуры! Но как передать это историческое наследие современному ребенку в эпоху смартфонов и передовых информационных технологий? Вопрос довольно непростой!
Не случайно, когда в 2010 году речь зашла об организации на территории Апанасенковского района инновационной площадки на тему «Создание воспитательного пространства для формирования ответственности воспитанников кадетского класса», не было и тени сомнений в необходимости ее реализации. В работу включились 8 школ района, в каждой из которых был сформирован казачий кадетский класс (всего 122 учащихся). Местное казачество, духовенство, родительская общественность поддержали это начинание. «Дело правильное и нужное», – решили единогласно.
– Нисколько не сомневались, что у нас все получится, – говорит атаман Апанасенковского хуторского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества Владимир Петрович Ковтунов, – только совместными усилиями, при непосредственном взаимодействии всех структур можно воспитать гражданина – патриота своей Родины. Это как раз то, чего не хватает при реализации казачьего компонента, той самой пресловутой интеграции, о которой много говорится и которую на практике реализовать бывает непросто. Хорошим примером для нас стал опыт Ростовской области и Краснодарского края, где мы побывали, увидели эту работу, готовы поделиться и помочь.
Сказано – сделано! За каждым казачьим кадетским классом был закреплен казак реестрового казачьего общества, который и обучал ребят казачьим премудростям. Да и сами дети тянулись к своим наставникам. Для многих из них это продолжение семейных традиций. А таких в районе немало (Титовы, Стадник, Панасенко, Денисенко, Колесниковы, Кутеповы) – готовых поделиться историческим наследием своих семей. В школах активизировали работу советы отцов, куда вошли и папы казаков-кадет.
Изучение истории и традиции казачества, основ православия, казачьего дела, физическая и военная подготовка, участие в патриотических делах, Вахте памяти и многое другое – все это зажглось особым огоньком нужного, интересного, чувством гордости за своих предков, верности и долгу своему Отечеству.
И результат не заставил себя долго ждать: абсолютная победа на муниципальном и краевом этапах Всероссийской военно-спортивной игры «Зарница» в 2015 году команды казачьего кадетского класса МКОУ СОШ №5 поселка Айгурский под руководством опытного учителя ОБЖ Александра Владимировича Ткачева.
– Вы бы видели глаза ребят, когда кубок им вручал губернатор Ставропольского края В.В.Владимиров, – отмечает Александр Владимирович. – Да к тому же их ждала еще одна заслуженная награда – поездка в Мурманскую область, знакомство с военной мощью Северного флота России. Для многих из них она стала отправной точкой при выборе профессии военного. Появились уверенность в себе, чувство собственного достоинства, умение чего-то достичь, а самое главное – готовность служить Отечеству. И это дорогого стоит! Значит, мы на правильном пути!
Каждая школа искала для себя применимые методы обучения и воспитания, создавала ситуацию успеха для каждого ребенка. И им есть чем гордиться: десятки побед в конкурсах различного уровня, в том числе и всероссийских. Сейчас в районе действуют 13 казачьих кадетских классов с охватом 225 учащихся в возрасте от 7 до 14 лет, где обучаются дети и других национальностей. Вот он какой – захватывающий казачий дух!
С увеличением казачьих кадетских классов это направление не только не угасло, а получило новый виток развития. Активно в эту деятельность включилось и дополнительное образование. На базе Центра детского творчества создан районный совет по организации деятельности казачьих кадетских классов. В него вошли представители отдела образования, казачества, духовенства, военного комиссариата, Центра детского творчества, что дало возможность быстрее и продуктивнее решать многие вопросы, связанные с патриотическим и духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи.
– Для нас очень важно быть полезными и нужными в таком важном деле, – говорит председатель совета, директор МКУДО ЦДТ Ольга Витальевна Бутурлака. – Наш музей «Русская горница» стал открытой площадкой для проведения православных, фольклорных праздников, творческих выставок «Верный друг казака – лошадь!», «Казачья игрушка», интересных встреч, в которых принимают участие не только казачата, но и учащиеся школ, учреждений дополнительного образования, родители. И поверьте, нас, взрослых, есть чем удивить! Порой в детских работах отражается то, что иногда мы просто не замечаем. Ведь душа ребенка очень чутко реагирует на любую крупицу казачьей культуры. Стоит ей приоткрыться, и она обязательно отзовется в удивительных творениях наших казачат, которые восхищают, вызывают улыбки, радуют нас.
Размышляя о реализации казачьего кадетского компонента, хочется остановиться на еще одном очень важном моменте и рассказать о любимом месте сельских казачат. Это «Двор вольных казаков» в селе Рагули, который был создан по инициативе казака Виталия Михайловича Панасенко при поддержке СПК колхоза – племзавода «Путь Ленина» более 15 лет назад. Обустроенный двор в соответствии с казачьим укладом и бытом, казачья музейная экспозиция, конюшня, смотровая башня, военная казачья атрибутика, свой маленький зоопарк вызывают у ребят необыкновенный восторг. Казаки В.Н.Денисенко и В.М.Панасенко занимаются с ребятами военно-прикладными, казачьими видами спорта, обучают их верховой езде, основам фланкировки и навыкам выживания в экстремальных условиях, вместе ухаживают за животными подворья. А в память о жертвах трагедии в Керчи юные казачата со своими наставниками высадили аллею из двадцати деревьев.
– Интересно наблюдать за тем, как казаки занимаются с ребятами, – делится своими впечатлениями директор рагулинской школы №7 Галина Александровна Погребная. – Это не просто учебные занятия, но и разговор по душам. Наставники всегда интересуются успеваемостью и поведением своих воспитанников, могут привести в качестве примера интересные поучительные истории, помочь, поддержать в любом деле. К тому же такая работа очень результативна. Да и сами казаки довольны.
– Интересно работать с детворой, – говорит В.Н. Денисенко, – для нас они наши дети – сыночки и дочки. И очень хочется, чтобы они стали достойной нашей сменой.
А у казачат воздвиженской средней школы №9 есть свой «Казачий курень», где в ходе проектной деятельности совместно с родителями, детьми, педагогами собраны предметы быта, старинная утварь, повествующие об истории казачества, где ребята выступают в роли экскурсовода, этнографа, хранителя музейного дела.
– Наш казачий класс является одним из самых активных в районе, – с восхищением рассказывает руководитель школы Оксана Анатольевна Теслицкая. – И несмотря на то что они старшеклассники, с удовольствием поют и танцуют, играют на ложках, участвуют в творческих казачьих конкурсах.
Педагоги казачьих кадетских классов не забывают и о том, что нужно идти в ногу со временем, поэтому казачата посещают объединения по бадминтону, шахматам, информатике и вычислительной технике, изучают этикет.
Растет и профессионализм педагогов. Среди них есть победители и призеры профессиональных и педагогических конкурсов различного уровня, таких как «Сердце отдаю детям», «За нравственный подвиг учителя», «Воспитать человека», «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности».
А совсем недавно в селе Дивном прошла конференция духовников казачьих обществ Терского войскового казачьего общества на тему «Молодежь: свобода и ответственность» в рамках регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений Ставропольской и Невинномысской епархии, собравшая представителей регионов со всего Юга России. И хочется отметить, что в этом форуме основными выступающими стали педагоги Апанасенковья!
…Знаем, что еще многое предстоит сделать! Но мы с уверенностью смотрим в будущее и верим, что те зерна, которые сейчас заложены в наших детях, непременно дадут добрые всходы на благо Отечества!
Владимир Теслицкий,
начальник Отдела образования Апанасенковского муниципального района Ставропольского края
Комментарии