Здравствуй, “Учительская газета”!
Кажется, это было вчера: августовский солнечный день, номер газеты с итогами конкурса на лучший сценарий и моя фамилия на первой строчке. Вы подарили мне непередаваемое ощущение счастья, помогли поверить в себя, поддержали материально (премия пришла в тот день, когда в доме из-за пятимесячной задержки зарплаты не было денег даже на хлеб).
Прошло полтора года. И вот я снова решилась!.. Кто-то может недоуменно спросить: “Зачем? Разве уже не доказала себе и другим?..” Я ничего не собиралась и не собираюсь доказывать. Просто хочу поделиться опытом своей работы, хочу, чтобы и другие испытали такую же радость творчества, радость общения. Мне доставляет огромное удовольствие не только принимать подарки, но и дарить их. А потому примите от чистого сердца мой… “Праздник в подарок”.
До встречи!
Светлана ХЕЛИК
г. Анива
Время проведения – накануне 23 февраля и 8 Марта. (Мы готовим два праздника-подарка. Хлопотное это дело, но приятное).
Цель проведения – увлечь ребят интересным, ярким делом, подарить им и себе праздник общения и творчества.
Форма проведения – феерия (насколько позволяют условия обыкновенного класса провинциальной школы). В начале праздника идет творческая заставка, мини-спектакль. (Мы стараемся, чтобы каждый ребенок поверил в чудо, в сказку и проявил себя в конкурсах). За эти годы (с 5-го по 8-й кл.) мои ребята оказывались на таинственном острове в гостях у прекрасных, но слегка одичавших аборигенок, попадали в плен к космическим пиратам, устраивали торжественный прием турецкому султану, путешествовали по волшебной “маленькой стране”, спасались от свирепых морских волков.
По ходу творческой заставки мальчишкам или девчонкам (это зависит от того, кому посвящается праздник) бросают вызов и предлагают пройти испытания – принять участие в конкурсах. Очень важный момент – разбивка на команды. Она обязательно связана с тематикой праздника. Например, султан угощал прекрасных незнакомок восточными сладостями (их подносили слуги на огромном блюде). Конфеты были по числу девочек, но разных сортов. В результате образовались две команды – “Дюшес” и “Барбарис”. Морские волки бросали якорь в тихой гавани (прикрепляли нарисованные разноцветные якорьки к одежде девочек). Разбивка проходила по цвету. Амазонки дарили мальчикам диковинные цветы, команда образовывала букет.
Команды сформированы. Теперь им предстоят увлекательные состязания. Конкурсов не должно быть много, но каждый обыгрывается участниками творческой заставки и связан с ней тематически (см. прилагаемый сценарий). Традиционно мы включаем музыкальный (узнай, или представь, или посвяти песню), танцевальный конкурсы. Мальчики очень любят задания, проверяющие присущие настоящим мужчинам смелость, силу, выносливость. Но настоящий мужчина должен уметь все, а потому они у нас и готовят, и создают экспромтом модели одежды, и делают девочкам макияж. Как истинные джентльмены, они говорят прекрасным дамам комплименты, носят на руках. Девчонки же с удовольствием ловят рыбу на обед турецкому султану, ловко заделывают пробоины в корабле морских волков, расшифровывают письма пришельцев, а еще поют колыбельные, придумывают экзотические блюда, покоряют сногсшибательными нарядами.
Как обычно, к конкурсам ребята готовятся по ходу праздника, хотя могут быть исключения. При проведении праздника важно учитывать уровень подготовки классного коллектива к подобным мероприятиям. Мои ученики не стесняются друг друга, полностью раскрепощены, во всех конкурсах участвуют с удовольствием. Они знают, что в итоге не будет победителей и побежденных. Главный подарок для них – сам праздник, дарящий удивительное ощущение радости и тепла.
Место проведения – хорошо освоенная территория. Как правило, это наш школьный класс, из которого вынесена мебель. Иногда он преображен до неузнаваемости в сказочный дворец, неведомую поляну в дремучем лесу, в таинственную планету. Иногда же достаточно только загадочного указателя со словом Аниван (так, на восточный манер, будет называть нашу Аниву турецкий султан).
Реклама, т.е. объявление о празднике, вывешивается обычно за две недели. Каким оно должно быть? Ярким, необычным, загадочным.
“Дорогие мальчишки!
Вы сомневаетесь, что есть волшебная страна?
Напрасно, приглашаем всех туда
21 февраля в 17.00.
Вас ждут приключенья опасные и незнакомки прекрасные!”
Эти слова были написаны на зеркальной поверхности волшебного зеркальца в красивой оправе (блестки, фольга), вырезанного из бумаги. Рядом с ними убегала вдаль дорожка, приглашая в путь.
Накануне прибытия турецкого султана в класс залетел и устроился на стене ковер-самолет с корзиной подснежников и надписью:
“Милые, добрые, юные классные наши красавицы!
7 марта в 17.00 праздник вам посвящается.
А прибудет в гости к нам
Из далеких стран…”
(Представляете, сколько было догадок у девчонок о госте праздника).
Подготовка к празднику начинается примерно за месяц до его проведения. Сначала члены творческой группы (в нее входят либо все мальчики, либо все девочки и кл. руководитель) проводят “мозговую атаку”: придумывают и обсуждают тему, идею праздника, возможные конкурсы. Иногда для этого приходится встречаться несколько раз.
Затем по желанию образуются микрогруппы сценаристов, оформителей, костюмеров. Каждая из них в течение некоторого времени работает самостоятельно. Степень этой самостоятельности зависит от возраста ребят и сложности задания. Например, когда мои ребята были маленькими, сценарии я писала сама, но и сейчас помогаю сценаристам больше всех. Оформителям же предоставляется полная свобода творчества. Они прекрасно справляются!
На очередную встречу каждая группа приносит свои наработки, предлагает и защищает их. Ребята все вместе еще раз обсуждают сценарий, оформление и костюмы. Затем (вот когда бушуют страсти!) распределяются роли.
Теперь пора приступать к репетициям. Но помните – настоящий подарок всегда держится в тайне.
P.S. Выбор у меня был большой, но я решила послать вам сценарий самого озорного праздника. Улыбнитесь, и, может быть, мир вокруг покажется вам иным!
Праздник в подарок
Мальчики входят в класс и попадают на неведомую поляну в дремучем лесу. Они усаживаются на пеньки, задрапированные материей табуретки. Полумрак… Зловещая тишина… Вдруг раздаются оглушительный свист, вопли. Под веселую музыку на поляну влетает компания бабок-ежек на метлах. У каждой персональный летательный аппарат и весьма кровожадный вид.
1-я Баба Яга: Ну что, подруженьки,
нашастались, налетались?
2-я: Наконец-то мы дома,
в дремучем лесу оказались.
3-я: После всех этих бабки-
ежкиных презентаций и встреч
Самое время в избушке на печку
прилечь.
4-я: По мне, так сначала
следует подкрепиться,
А потом уж на печку валиться.
5-я: Ну и где в эту пору ты ужин
найдешь?
4-я: Да, в такой темноте
Себе еще шею свернешь!
6-я: Постойте, меня никогда не
подводит мой нюх…
Ягуськи! Чую человеческий дух!
Все: Ура!
7-я: Будет кого на лопату нам
посадить,
8-я: Посолить, поперчить
и подливкой полить!
9-я: Включить в окрестностях
иллюминацию,
Начинаем поисковую операцию.
(Обнаруживают мальчишек и бурно радуются).
10-я: А вот и они! Попались,
голубчики!
11-я: Вон того закушу я
соленым огурчиком.
12-я: Симпампунчика этого
заберу на жаркое.
1-я: Эй, а кто на шашлык?
Быстро стройся по двое.
2-я: Ну а ты что ревешь,
маленькая Баба Яга?
13-я (жалобно): Сестрички,
их я пригласила сюда.
Я послала им приглашение!
Все (грозно): Как ты смела?
Без разрешения?
13-я Баба Яга: Надоели мне лешие,
водяные и прочая чертовщина.
И вот у нас на поляне будущие
мужчины.
3-я (презрительно): Вернее,
мальчишки…
4-я: Съешь такого, и будет
отрыжка!
13-я: Зачем же есть? Давайте
их испытаем,
Повеселимся и поиграем.
Порою для развлечения недурно
(все переглядываются) и человеческое общение.
5-я: Так и быть!.. На время
в компанию нашу
Вас принимаем.
6-я: Фу! Фу! Фу! А запах…
Как этот дух человечий отбить?!
7-я: Попробуем им талисманы вручить!
(Б-ежки снимают с себя подвешенные на веревочках талисманы-рисунки. У одних это мощные клыки, у других – когти внушительных размеров. Старухи вешают талисманы мальчишкам на шеи, разбивая таким образом на две команды, которые рассаживаются на пеньках).
8-я: Так! Так! Добры молодцы!
Приготовьтесь к испытаниям
на неведомых дорожках.
За победы в конкурсах вручать вам будем драгоценные куриные ножки.
(Ножки, конечно же, нарисованные)
9-я: Милости просим!
10-я: Беда приключилась,
любезные подружки,
Споткнулась о кочку и развалилась
наша ветхая избушка!
11-я: А эти (показывает
на мальчиков) на что?!
Пусть поработают топорами
И покажут себя мастерами.
(Проходит конкурс “Собери избушку”. Мальчикам вручается мозаика “Избушка на курьих ножках”, ее изготовили девочки-оформители. Участники конкурса соревнуются, кто быстрее по образцу соберет для ежек избушку. Команде-победительнице в награду – пара куриных ножек. Далее в сценарии о награждении упоминать не буду).
12-я Баба Яга: Избушка как новая!
Уважили, ребяты, старушек…
13-я: Проходите, жарко печку
натопим,
Сварим супчик из мышек сушеных,
копченых лягушек.
1-я: А пока в котле закипает
водица,
Может, в баньке хотите помыться?
Нет? Тогда для забавы игра
Под названьем: “Ивашка,
в печку пора”.
(Каждому члену обеих команд по очереди завязывают глаза и дают лопату, на ней сидит пупсик Ивашка. На стене висит большой рисунок печки с жарко полыхающим в ней огнем. Условия конкурса, я думаю, вам понятны. Только вот бабки-ежки так сильно раскручивают участников, что ни один из них не попадает лопатой с Ивашкой в печку).
2-я: Да, до нас вам пока далеко.
Прямо скажем: нечистью быть
нелегко.
3-я: Ягульки, а супчику кому охота?
Все: Мне!
3-я: Вот и еще нашлась вам,
касатики, работа.
(Конкурс заключается в том, чтобы бросить с приличного расстояния несколько клубней картофеля, морковку, мышку, лягушку, естественно, игрушечных, и попасть в закопченную кастрюлищу, где якобы кипит вода. У какой команды больше попаданий, та и выигрывает).
4-я: В суп от каждой команды
внучок
Пусть для заправки порежет лучок.
Страсть люблю, когда из-за меня,
красавицы, страдают,
Слезы горькие проливают.
(Представители от каждой команды на время очищают и режут на досточках лук. В конкурсе учитывается не только скорость, но и качество работы).
Суп готов. Бабки-ежки налетают на кастрюли и черпают большими ложками, половниками. Они громко чавкают, наслаждаются.
5-я Баба Яга: Ну, гости дорогие,
не стесняйтесь!
И вам оставили немного,
угощайтесь!
(Подносят мальчикам на ложках мышек, лягушек).
6-я (потягиваясь): После сытного
обеда, по закону,
Как его там?
(мальчики подсказывают)
Даже в сказках полагается поспать.
7-я: А для сладких сновидений
Просим сказку почитать.
(Бабки-ежки устраиваются поудобнее, приваливаются друг к другу. Рядом с ними садятся по два представителя от команд. Каждый из них по очереди читает выразительно короткий отрывок из сказки, желательно о волшебнице, доброй или злой. Остальные члены команды должны узнать сказку и записать на листочке ее название и автора. Конкурс завершается. Все, кроме одной Бабы Яги, которой и сдаются листочки, храпят. Бодрствующая подводит итоги конкурса).
Вдруг раздается громкое карканье, хлопанье крыльев (фонограмма). Ничего не понимающие бабки-ежки вскакивают, мечутся по поляне, хватаются за метлы.
Вместе: А? Что? Куда лететь?
Бодрствующая: Успокойтесь, подружки! Это вороны.
Надо почту скорей посмотреть.
8-я: Нам телеграмма! (Она прикреплена к двери).
9-я (читает): После дождичка в четверг
Ждем в лес соседний на шабаш.
10-я: Значит, завтра. Эй, мальчишки,
Сделайте-ка ежкам макияж.
(На столиках уже все готово для макияжа. На стульчиках восседают две самые отчаянные бабки-ежки. Виртуозные визажисты от каждой команды приступают к работе. Вы представляете, что происходит на поляне во время этого конкурса?!).
11-я Баба Яга: Перед дальнею дорожкою, ребяты,
Проверьте нам летательные аппараты.
На метлах погоняйте, что есть силы,
Чтоб у нас, бывалых, дух захватило.
(Все участники выходят в коридор для проведения спортивной эстафеты “Гонки на метлах”. У бабок-ежек уже появились любимчики, они их поддерживают громким улюлюканьем. Итоги конкурса подводятся на поляне, но три бабки-ежки, правда, этого никто не заметил, задержались с метлами в коридоре. Включается песня группы “Иванушки…” “Тучи”, под нее на метлах залетают отставшие бабки-ежки).
12-я: У нас теперь веселая компашечка:
Мы, сердечные, и три наших Ивашечки.
13-я: Под музычку веселую
На метлах мы летаем.
1-я: Да и на небе тучи,
А мы их разгоняем.
12-я: Ах, мальчишки, потешьте душу!
Хотим Иванушек еще послушать.
(Проходит кольцовка песен из репертуара этой группы. Кто исполнит последний отрывок, тот и побеждает).
2-я: Аленушки, Иванушки, куклы Даши…
Тьфу! Навели тоску-кручину песни ваши!
Сейчас спою такую для вас –
Ноги сами будут рваться в пляс!
(Объявляется танцевальный конкурс, на подготовку к нему отводится 10-15 минут, каждой команде предоставляется магнитофон. Можно проводить этот конкурс и экспромтом. В прошлом году наши мальчишки сразили бабок-ежек своими плясовыми под песни “Течет ручей” и “Виновата ли я” в исполнении “Золотого кольца”. Старушки не удержались и пустились в пляс).
3-я: Уф! Напрыгались, наскакались…
(поглаживает живот)
И, конечно, проголодались.
4-я Баба Яга: Так, отбираем упитанных дюжину
И на лопаты, подрумяним их к ужину.
13-я: Вы опять за свое?
Мы с мальчишками славно повеселились
И даже, по-моему, подружились.
А с друзьями так не обращаются.
5-я: Ладно, пускай домой отправляются,
Но к нам через годик в лес возвращаются.
6-я: Мы будем время в избушке своей коротать,
7-я: На метлах летать и украдкой слезу утирать.
8-я: Вы же с пустыми руками не уходите,
Куриные ножки с собой захватите.
9-я: Та команда, что сумела отличиться,
На своих куриных ножках
К нам быстрее воротится.
10-я: На прощанье наш подарочек скромный
от чистого сердца примите
(вручают каждому ручку-сувенир).
11-я: Чтобы нас никогда вы не забывали,
До встречи денечки считали
И…
Все: Письма писали.
12-я: По метлам! Улетай!
Под веселую музыку ежки улетают.
Комментарии