Тюменский государственный университет – один из самых престижных в Тюмени, да и во всей области. Примечательно, что по результатам проведенного Минобрнауки рейтинга вузов, ТюмГУ занял 15-е место среди всех российских вузов. А по объемам научных исследований, проводимых в ТюмГУ, он первый во всем Уральском федеральном округе. Две трети научных разработок, которые ведутся во всех вузах Тюменской области, приходятся на ТюмГУ. Здесь обучаются 39 тысяч студентов, 18 тысяч из них – на очном отделении.
Оказавшись в кабинете ректора Геннадия Шафранова-Куцева, я сразу же обратила внимание на картины в его кабинете.
– Здесь нет ничего случайного, – замечает мой взгляд Геннадий Филиппович. – Так, филин на картине символизирует мудрость. Ректор просто обязан быть мудрым. Портреты Кирилла и Мефодия тоже неслучайны в моем кабинете, они – основоположники славянской письменности, отсюда пошла вся наша культура. Картина с пейзажем Байкала напоминает мне родные места, я родом из Иркутска. А вообще у нас в университете 350 полотен, – продолжает Геннадий Филиппович. – Я убежден, что в учебном заведении и стены должны воспитывать.
– Геннадий Филиппович, я знаю, у ТюмГУ очень много филиалов, как вы боретесь за качество образования в них?
– У нас 16 филиалов и 10 представительств. В них обучаются 13 тысяч студентов. Фактически нет ни одного города области, не охваченного нашей филиальной сетью. Нам удается поддерживать высокий уровень образования в филиалах благодаря прежде всего их хорошей материально-технической базе, а также тому, что обучение там дневное. О высоком качестве подготовки в филиалах говорит следующий факт: студенты, получившие дипломы с отличием по специальности государственно-муниципальное управление, начинали свою учебу в филиалах. Наши студенты обучаются в филиалах 2-3 года, приезжая на завершающем этапе в Тюмень, ведь специализация и дипломная работа должны проходить, по моему мнению, на базе ТюмГУ. Кроме того, у нас очень мощный институт дистанционного обучения. Наш вуз – по сути университетский комплекс, включающий научно-исследовательские институты, институты дистанционного обучения, у нас очень приличная университетская гимназия. Сейчас мы организуем спортивную детско-юношескую школу, в которой будут готовить ребят для нашего факультета физической культуры. У нас в университете самый крупный интернет-центр по переподготовке школьных учителей.
– Я знаю, что в структуре университета находится и педагогический институт…
– Да, он у нас выступает как факультет университета, там мы ведем подготовку по трем специальностям, которых нет в соседних пединститутах – Ишимском, Тобольском и Сургутском. В ТюмГУ мы открыли подготовку логопедов, на педагогическом факультете есть также отделения изо, музыкального искусства, валеологии, логопедии, педагогики и психологии, педагогики и методики начального обучения. Эти специальности целиком ориентированы на школу, но существуют в структуре университета, используя наши кадры и материальную базу. Вуз стремительно развивается, мы каждый год вырастаем на три тысячи человек.
– Я слышала, что для своих преподавателей вы даже жилье строите.
– Да, и причем не какое-нибудь, а элитное. Условия такие – профессору даем новую, повышенной комфортности квартиру, в обмен он отдает свою старую. Засчитываем метр за метр, за остальные квадратные метры он доплачивает по себестоимости. А освободившуюся квартиру профессора даем молодым преподавателям в аренду на десять лет, через десять лет она переходит в их собственность. В прошлом году построили сразу два учебных корпуса, особенность этих корпусов в том, что там нет ни одного бюджетного рубля. Сейчас строим приличную лыжную базу. Там целую неделю будут заниматься студенты, а в субботу-воскресенье кататься на лыжах станут горожане.
– Какие специальности в этом году были самыми престижными?
– Максимальный конкурс -18 человек на место на специальности «налоги и налогообложение», «политология и социология». Продолжают высоко котироваться экономические специальности, а вот на юриспруденцию конкурс упал. Очень престижна инженерная специальность – «управление качеством». Хочу сказать, что мы сейчас притормаживаем прием в университет, с учетом общей ситуации в стране: нам просто не нужно столько специалистов с высшим образованием. В этом году мы не приняли сотни молодых людей, которые были готовы платить. У нас в университете разработана специальная программа повышения качества подготовки, она действует второй год. Ее стоимость – 700 миллионов рублей. Создан специальный отдел управления качеством, а также банк тестирующих материалов, благодаря которому мы можем проверять знания студентов, не дожидаясь сессии. Кроме того, мы среди тех немногих вузов в России, которые уже догадались сделать европейские приложения к диплому. Мы с этого года по желанию студента переводим его диплом на понятный для любого европейца язык: учебные часы – в кредитные единицы. Вообще проблему качества на сегодня я бы назвал главной – высшее образование в России стало массовым. 70-80 процентов выпускников средней школы идут учиться в вузы. Понятно, что к уровню знаний тех, кто учится за плату, мы вынуждены снижать требования. Подготовить приличного специалиста из каждого поступившего не всегда получается. Думаю, проблему качества можно решить, если различать массовый поток и элитную подготовку. Поэтому мы переходим на двухступенчатую подготовку – бакалавров и магистров. Для нас сейчас важно научиться выбирать из общей массы талантливых студентов и готовить элитных штучных специалистов. Еще одна серьезная проблема: сегодня многие парни идут в вузы, чтобы отсидеться от армии. Поэтому, если парень не может справиться с вузовской программой, его надо отчислять – пусть идет служить в армии. А иначе удар придется по всем студентам, отрывать от учебы станут и самых талантливых.
– А какая у вас ситуация с трудоустройством выпускников?
– У нас специально создан отдел по трудоустройству.
Весной мы проводим ярмарки вакансий, приглашаем все заинтересованные фирмы, Институт финансового управления и бизнеса. По отдельным специальностям число предложенных вакансий больше числа выпускников. Половина на 4-5-м курсах уже работают. На бирже труда наших выпускников нет.
– Я знаю, что в ТюмГУ активно занимаются научной работой…
– В научной работе для нас важны инновационные процессы, внедрение научных разработок. Если вы сейчас пройдетесь по школам и детсадам Тюмени, то во многих обнаружите фильтры по очистке воды, изготовленные в ТюмГУ. У нас создан специальный инновационный центр, который занимается внедрением научных разработок.
Комментарии