Уже довольно давно для российских школьников изучение теорем и аксиом превратилось в сущее наказание. Причем ученики считают, что за непонимание ими предмета в ответе учителя, а те в свою очередь во всем винят детей. Родители, как обычно, меж двух огней: с работы бегут на собрание по поводу неуспеваемости, а с собрания – домой, ломать голову над задачками. Но в одном почти все согласны друг с другом: необходимы новые обучающие средства.
Уже на протяжении многих лет, из года в год, ученикам выдают в школах одни и те же учебники, авторы которых, видимо, убеждены, что методическая система – забота учителя и вносить ее в учебники не следует. А десятилетие назад некоторые ученые педагогического профиля даже активно выступали против введения методических указаний в учебники. И вот сегодня мы имеем результат реализации этой идеи.
Между тем школьник, открывая книгу, желает получить обстоятельное и четкое разъяснение материала. Не найдя такового, прибегает к старому, испытанному способу – вызубрить то, что непонятно. И в результате геометрия, всегда игравшая первостепенную роль в формировании абстрактного и логического мышления, вызывает у ребят лишь скуку и раздражение. Наверху даже засомневались – а нужна ли она вообще? В свою очередь учителя, привыкшие к старым, испытанным учебникам, не очень-то рвутся что-либо менять – ведь переход на новый учебник всегда требует огромного вложения сил, отнимает много времени, а его и так не хватает. И получается, что те, от кого зависит переход на новые средства обучения, не желают ничего менять, дети тоскуют, родители мучаются, и мы опять попадаем в тупик.
Но пока одни бездействуют, отдаляя решение этой немаловажной проблемы, другие, понимая первостепенную важность предмета, все же ищут выход. И среди них – Валентина Николаевна Руденко.
Девять лет назад увидел свет ее первый учебник по геометрии для 7-9-х классов, написанный в соавторстве с Г.А.Бахуриным. Созданию нового путеводителя в предмет геометрии предшествовало многое: почти пятидесятилетний опыт Валентины Николаевны в обучении детей, присвоение ей звания “Заслуженный учитель РФ”, научная деятельность в области школьного самоуправления, работа в НИИ школ, защита диссертации и, главное, рецензирование более десяти учебников по геометрии, что, как считает Валентина Николаевна, очень помогло ей в создании своего собственного учебника.
В основу его был положен знаменитый аксиоматический метод, предложенный еще великим Евклидом и, как и все истинные ценности, не потерявший своего значения и сейчас. Авторы сознательно отказались от разного рода “упрощений”, “приближения к практике”, сделав ставку на освоение учениками прежде всего базовых понятий и логики аксиоматического метода. И в дальнейшем практика показала, что они не ошиблись – ученики не только смогли освоить теорию, причем в значительно более раннем возрасте, но и показали, насколько необходим им этот логический инструмент.
Учебник для 7-9-х классов был издан в начале 90-х годов. Позже из печати вышел и еще один – для 10-11-х классов. “Боевое крещение” новых учебников состоялось в 238-й московской школе. Затем Валентина Николаевна начала сотрудничать со школой N 152, и здесь уже семь лет подряд дети изучают геометрию по ее учебникам. Результат впечатляет: в этой школе неуспевающих по геометрии нет и около 75% учащихся имеют в году четверки и пятерки.
В рамках этого эксперимента преподаватели пришли к выводу, что с настоящей геометрией знакомить школьников можно уже в 5-6-х классах, что уменьшает нагрузку для старших и дает возможность увеличить время на освоение стереометрии.
Вот тут-то и выяснилось, насколько силен “логический голод” у учеников 5-х классов! Они с огромным удовольствием учатся рассуждать и логически мыслить. Кроме того, возник неожиданный “побочный эффект”: дети стали более самостоятельными, научились обосновывать свое мнение; а умение рассуждать помогло им в освоении других предметов. А это значит, что геометрия наконец-то стала работать так, как ей положено!
Сейчас обучение геометрии с 6-го класса началось и в школе N 936.
Эксперимент в 152-й школе дал и новое методическое направление: в процессе его авторами были разработаны пособия для самостоятельного изучения геометрии в форме рабочей тетради. Это пособие и для учеников, и для учителей: материал дается в поурочном изложении, указано домашнее задание, даны контрольные работы. То есть весь труд, который надо проделать учителю при освоении нового учебника, уже проделан автором! А это на порядок упрощает задачу учителя. Кроме того, пособия организованы по принципу кроссворда – надо угадать, что вписать в не заполненные текстом места. А кто из нас не увлекался кроссвордами? Вот и дети увлекаются, иногда даже забегая вперед – интересно! Так незаметно здесь реализуется знаменитый принцип Песталоцци: чтобы учащие меньше учили, а учащиеся больше учились. А на уроке вместо пассивного слушания работа строится активно по принципу “вопрос-ответ”, и дети под руководством учителя сами приходят к необходимым выводам.
Таким образом, и на уроке, и дома дети ставятся в условия самостоятельного познания, им дается возможность испытать свои интеллектуальные силы, проявить себя. А предмет геометрии становится не набором истин, а увлекательной логической игрой. Поэтому и экзамен по геометрии превращается в интеллектуальный праздник, своего рода “показательные выступления”. Кто из учителей-предметников не хотел бы такого результата?!
Современный школьник пассивен: ходит на занятия, отсиживает установленное время и с радостью покидает стены школы. Для него это докучливая обязаловка, а ведь так быть не должно. По мнению Валентины Николаевны, нет ничего дороже ощущаемой учителем отдачи, веры в то, что в дальнейшем ученик сумеет каплю превратить в море, луч – в солнце.
К сожалению, многие школы далеки от “геометрической идиллии”, царящей в 152-й. Продолжительное существование учебников и пособий В.Н.Руденко и Г.А.Бахурина, их очевидные преимущества, доказанные на практике, а также рекомендации Министерства образования к их использованию не помогли этим учебникам попасть в заветный Федеральный комплект-список бесплатных пособий, поступающих в школьные библиотеки. Но, несмотря на это, все больше учителей начинают работать по учебникам В.Н.Руденко и Г.А.Бахурина. А для тех, кто желает познакомиться с новой методикой преподавания геометрии, проводятся авторские семинары-практикумы в школах N 152 и N 936. Авторы выражают искреннюю благодарность администрации школы N 936 в организации и проведении регулярных семинаров по геометрии по системе Руденко В.Н.
Пожелания участников предыдущих семинаров сводятся к одному: перейти на учебные издания В.Н.Руденко, даже несмотря на то, что их надо покупать сверх школьного комплекта. По сути, задача семинаров заключается в том, к чему мы так стремимся: преобразовать традиционную систему обучения. И тогда, когда новые технологии будут нами освоены, они помогут нам выплыть из “Бермудского треугольника” и очутиться в конце концов среди благодатных волн педагогики нового века.
Юлия ГЛАЗУНОВА
Уважаемые коллеги!
Приглашаем всех желающих принять участие в авторских семинарах-практикумах Руденко В.Н. по инновационным методикам в преподавании геометрии. Семинары проходят каждую первую среду месяца в 15.00 по адресу: Задонский проезд, 34, к.3, школа N 936. Проезд: метро “Красногвардейская”, 1-й вагон из центра, авт. NN 719, 291, 608, 2-я остановка.
Комментарии