«В окрестностях подмосковного Пущина есть десятки деревень и сел, в которых когда-то были помещичьи усадьбы. Время сохранило нам лишь жалкие остатки некогда благоустроенных барских гнезд и, в частности, старые парки. Три из них объявлены заказниками… В старинном парке села Липицы по сей день сохранилась аллея, которая представляет собой памятник садово-паркового искусства. Вдоль дороги выстроились, как стражи, стройные липы-великаны. Им по меньшей мере лет по двести. Другая аллея – с липами помоложе – молодое потомство от спиленных старых деревьев…» Это, уважаемый читатель, художественная миниатюра не профессионального писателя, а ученицы Липицкой средней школы Серпуховского района Екатерины Полушкиной. Ее натуралистическое исследование Липицкого парка было признано одним из лучших во второй Лесной олимпиаде в Московском регионе. Не оскудеет Серпуховская земля талантами!
Путь к успеху
Липицкая средняя школа – недавний победитель конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Примечательно то, что по количеству баллов она опередила даже городские школы Подмосковья. В чем же скрыт «золотой ключик» успеха, казалось бы, обычной школы, которая внешне очень похожа на сотни других своих «сестер»? Как и за счет чего удалось добиться столь существенного результата? Об этом корреспонденту «УГ» удалось узнать в ходе пресс-тура в Серпуховской район, организованного Министерством образования и науки Московской области.
Одним из основных залогов успеха, по мнению многих, стало то, что липицкое руководство и учителя глубоко убеждены, что современная сельская школа может и должна стать конкурентоспособной, а сельские дети, как и городские, достойны качественного образования.
– Около 10 лет назад у нас произошла, если так можно выразиться, переоценка ценностей, – рассказывает директор Липицкой школы, лауреат премии губернатора Московской области Тамара Александровна Туфекчи. – Проанализировав деятельность всего учительского коллектива, мы увидели, что несмотря на то, что в работе широко используются технологии педагогов-новаторов системы Занкова и Зайцева, у детей стала снижаться успеваемость. На «хорошо» и «отлично» училось около 30% детей, а среднюю школу с такими баллами заканчивали лишь единицы. Основная масса школьников училась, прямо скажем, посредственно. С возрастом, к сожалению, мотивация у детей снижалась. Тогда мы поняли, что без внедрения современных образовательных технологий нам не обойтись. Возникла также необходимость развития ученического самоуправления, чтобы школьная жизнь стала более демократичной.
По словам Тамары Александровны, чтобы повысить успеваемость и мотивацию детей, в школе изменили структуру учебно-воспитательного процесса, стали использовать методику, разработанную доцентом кафедры управления педагогического университета Николаем Капустиным. Ввели индивидуальные занятия с психологом и логопедом. Создали программы «Моя Русь», «Наукоград», «Здоровье», «Краеведение», «Кладоискатели». Кроме этого, в образовательный процесс была включена и социально-культурная инфраструктура села. Для совместной работы привлекли сельский Дом культуры, детскую районную школу искусств, спортивную школу, участковую больницу и поликлинику. Представители этих учреждений стали тесно сотрудничать с учителями.
В Липицкой школе внедрили модель дополнительного образования, реализующую запросы села, района и области. Во второй половине дня в бывшем интернате работают педагоги дополнительного образования. В режиме группы продленного дня занимаются все дети с 1-го по 5-й класс. К 6-му классу ребенок должен определиться, куда ему пойти, какое направление творчества выбрать. На сегодняшний день около 80% сельских детей занимаются в различных кружках и секциях.
Здравствуй
Ни для кого не секрет, что в конце 90-х годов прошлого столетия в большинстве российских школ состояние здоровья детей вызывало объективную тревогу. Честно сказать, и сегодня ситуация не намного лучше. Эта беда не обошла стороной и Липицкую школу.
– Необходимо было что-то срочно менять, ведь детей с основной группой здоровья становилось все меньше и меньше, – вспоминает Туфекчи. – Тогда мы решили создать свою программу. Нам удалось познакомиться с доктором медицинских наук, кандидатом психологических наук Михаилом Лазаревым, который разработал программу для детского сада «Здравствуй». Под его руководством в рамках районного эксперимента мы апробируем технологию здорового образования. Уроки здоровья стали традиционными в начальных классах, где на каждого ребенка заведен паспорт здоровья, проводится диагностика по 20 направлениям. Задействованы не только учитель, но и психолог, медицинская сестра, учитель физической культуры, музыки, изо. В течение учебного года на уроках здоровья формируется правильное отношение ребенка к своему здоровью, к занятиям физической культурой и спортом. На основе паспортов здоровья медицинский работник дает рекомендации родителям.
Словно дом родной
«Ты красива Липицкая школа, ты для нас как будто дом родной… и не нужно школы нам другой», – слаженностью голосов встречает гостей хор пятиклассников. Старшеклассники выступают в роли экскурсоводов по классам и аудиториям. Многочисленные посетители увидели, как дети в одном из начальных классов изготавливают поделки на тему «Золотая осень», как ребята из старших классов владеют компьютерными технологиями. «На ура» прошло выступление школьного хореографического коллектива и военно-патриотического клуба «Честь». Ребята (и что особенно поразило – девчонки!) в камуфляже продемонстрировали навыки владения оружием, приемы рукопашного боя. Липицкие подростки равняются на своего земляка – Героя Советского Союза Евгения Тарасова, танкиста, погибшего во время Великой Отечественной войны в боях за освобождение Венгрии. Его именем названа школа.
Критерии отбора нужно совершенствовать
Но вернемся вновь к приоритетному национальному проекту «Образование». Мне удалось познакомиться и поговорить с победителями конкурса – учителем начальных классов Галиной Анатольевной Юдиной и учителем русского языка и литературы с 20-летним стажем Еленой Владимировной Медведевой. Первого сентября на линейке, посвященной началу нового учебного года, их поздравили директор школы, администрация села, дети долго рукоплескали. Как считают Юдина и Медведева, без поддержки родителей они не добились бы такого высокого результата. С самого начала участия в конкурсе педагоги чувствовали моральную родительскую поддержку, видели, как искренне те переживают за учителей своих детей. Очень приятной неожиданностью для счастливых учителей стало известие о том, что губернатор Московской области Борис Громов всем победителям выделит премию в размере 40 тысяч рублей.
Зашел разговор о критериях отбора лучших из педагогов. Что бы могли посоветовать учителя, какие внести изменения, что дополнить?
По мнению Юдиной и Медведевой, в целом критерии отбора отражают работу учителя. Но есть небольшие нюансы. Например, в дополнительных критериях есть пункт «профессиональная переподготовка учителя». На взгляд учителей, его можно было бы отнести в разряд обязательных. Если учитель не работает над собой, не повышает свой профессиональный уровень, то это уже серьезная проблема. Очень важно повышать не только профессиональную квалификацию, но и пройти курсы психолога.
Использование коммуникационных технологий тоже указано в дополнительных критериях. У многих детей сегодня дома есть компьютер. Учитель просто не имеет права не владеть информационными технологиями и не использовать их на уроке. Педагогу необходимо шагать в ногу со временем. Еще, как считают учителя-победители, очень хорошо, что настало время, когда дают возможность заявлять о себе молодым педагогам.
Кто такой барин?
Чтобы не заканчивать встречу на серьезной ноте, сельские учителя поведали мне несколько смешных историй, что-то вроде школьных анекдотов.
Елена Медведева:
– Курьез из сочинений. Ученица десятого класса пишет работу по роману Достоевского «Преступление и наказание» и выдает такую фразу: «Родион Раскольников пошел в милицию и сдался властям».
Галина Юдина:
– Проходим азбуку. Дети читают и останавливаются на слове «барин». Я спрашиваю: Кто такой барин? Воцаряется мертвая тишина. И вдруг один мальчик поднимает руку. Я обрадовалась, что ребенок знает значение слова. Мальчик встает, и говорит: «Барин – это такой мужичок, который постоянно ходит в бар и у него много денег».
Еще один случай. Урок литературы. Читаем стихи, где говорится о весне, что лед посинел. Почему лед посинел? – спрашиваю. Ученик встает и говорит: «Солнце стало жаркое, греет сильно-сильно, лед испугался, что растает, и от страха посинел».
Разве можно после этого в плохом настроении покидать сельскую школу, гостеприимных и неунывающих учителей, у которых все равно остается много проблем…
Серпуховский район, Московская область
Комментарии