search
main
0

На берегу Мраморного моря. Тема «Путешествие по Константинополю». 6-й класс

Цель: Углубить знания традиций и культуры Византии. Научить выделять нравственно-эстетические ценности и выражать к ним свое отношение.

4. Сравните описание собора у а и в научном труде. Чем отличается восприятие архитектурного сооружения художником или поэтом от восприятия ученого?

План урока

История возникновения города. План города.

На приеме у византийского императора.

Ипподром.

Храм Святой Софии.

Оборудование:

1) карта поздней Римской империи с обозначением Константинополя, границы раздела империи (395 г.);

2) план Константинополя (по образцу в учебнике Е.Агибаловой, Г.Донского, стр. 60). На большом листе бумаги либо меловой рисунок на доске;

3) контурная карта и контурный план Константинополя (раздаточный материал);

4) изображение городской стены (по образцу в учебнике Е.Агибаловой, Г.Донского, стр.60);

5) изображения кораблей;

6) иллюстрация «Внешний вид храма Св.Софии»;

7) возможные иллюстрации внутреннего убранства храма Св.Софии.

Опережающее домашнее задание:

а) учитель выбирает учеников, которые получают роли и будут помогать вести урок, – 7 человек: житель Константинополя, первый и второй послы, первый и второй зрители, Прокопий Кесарийский, архитектор;

б) весь класс отвечает на вопросы: когда и в связи с какими событиями Римская империя разделилась на две части? Кто основал столицу Восточной Римской империи и как она называлась? Что стало с западной частью Римской империи в V-VI вв.?

в) данный урок является завершающим в теме, потому что учащимся предлагается нарисовать иллюстрации, которые будут развешаны в классе и послужат дополнительным его оформлением.

Ход игрового занятия

Вводное слово учителя

Сегодня мы совершим «путешествие» в одну из самых блестящих столиц средневековой Европы, равных которой тогда, пожалуй, не было. В Константинополе сохранились многие римские традиции в строительстве, образе жизни, украшениях. Многое из того, что было разрушено на Западе, здесь продолжало успешно существовать и процветать, однако видоизменяясь под воздействием времени.

Столицей какого государства был Константинополь? Давайте, переместившись на машине времени в средневековье, спросим у людей того времени, где находится Византия.

Житель Константинополя: Увы, я не могу ответить на ваш вопрос, так как я не знаю государства с таким названием.

Учитель: Действительно, как же я забыл, ведь государства с таким названием никогда не было. Зато существовало «Ромейское царство», то есть Римская империя – единственная законная преемница Древнего Рима. Название «Византия» дали ему итальянские ученые эпохи Возрождения через много лет после того, как государство ромеев перестало существовать. Давайте попробуем спросить иначе: «Скажите, пожалуйста, где находится Ромейская империя?» (Этот вопрос можно адресовать также классу, так как ученики должны были повторить этот материал дома.)

Житель Константинополя (показывая на карте поздней Римской империи границы государства после раздела 395 г.): Империя ромеев стала самостоятельным государством в 395 г. после смерти римского императора Феодосия. Ее столицей является город Константинополь, основанный императором Константином.

Задание для учащихся

Нанесите на контурную карту границы Римской империи, границу раздела и города Рим и Константинополь.

Учитель: Как мы знаем из разных источников, слово «Византия» происходит от названия мегарской колонии Византии на европейском берегу пролива Босфор. Здесь 8 сентября 324 г. по повелению римского императора Константина I (324-327) был заложен город, получивший название Константинополь и ставший второй столицей Римской империи. Его строили семь лет. Рассказывают, что сам император с копьем в руке намечал границы будущего города. Когда идущие за ним приближенные вслух удивились обширности задуманного города, Константин им ответил: «Я пойду до тех пор, пока не остановится некто, идущий впереди меня!»

Но городу было суждено сыграть более значительную роль, чем, наверное, думал Константин. Он стал столицей одного из самых культурных, могущественных государств средневековья, просуществовавшего почти тысячелетие.

Житель Константинополя: Знаете, мы часто называем Константинополь «царицей городов», а иногда даже просто «Городом», и всем ясно, что имеется в виду именно столица, Константинополь.

Учитель (показывает на плане города): Константинополь был основан в таком месте, которое словно нарочно было создано для того, чтобы быть удобным портом. Острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой – причудливо извитым заливом, названным за свою странную форму Золотым Рогом. Залив был прекрасной естественной гаванью, которую позже перекрыли натянутой цепью, чтобы воспрепятствовать заходу в нее вражеских судов. Когда к пристани шли караваны купеческих кораблей, то цепь опускали в воду (прикрепляет на магнитах несколько кораблей в гавани). Император Константин, укрепив город мощными стенами (показывает на плане города), начал возведение Большого императорского дворца. При нем главная городская улица, пересекавшая многочисленные украшенные фонтанами площади, была вымощена камнем.

В 431 и 447 гг. были возведены новые городские стены. От Мраморного моря к заливу Золотой Рог тянулся выложенный камнем ров шириной более 20 метров. За ним поднималась зубчатая стена, а дальше щетинился второй ряд стен и башен высотой в пятиэтажный дом. Башни третьей стены достигали в высоту 40 метров. Тогда же были созданы новые кварталы. По подсчетам ученых, уже в начале IV в. Константинополь насчитывал свыше 87 тысяч жителей. Город стремительно рос: в первой половине V в. здесь обитали уже 188 тысяч человек, а в первой половине VI в. – 375 тысяч жителей…

Задания для учащихся

1. Отметьте на плане Мраморное море, бухту Золотой Рог.

2. Нанесите на план линию крепостных стен.

3. Определите, в чем состояло выгодное географическое положение Константинополя.

Житель Константинополя: Ничего себе! Это же столько, сколько было в самом Риме! Но Константинополь не уступает ему – это город несравненной красоты, украшенный чудесными площадями, на которых помещены многочисленные статуи, роскошными храмами, портиками и всем, что только способны создать природа и искусство. На главной улице расположены не только лавки и торговые ряды, но также и учебные заведения. Константинополь, после того как он был провозглашен столицей государства, становится главным центром просвещения в империи. Сюда из Греции, Сирии, Малой Азии, Африки прибывают грамматики, риторы, философы либо самостоятельно, либо по вызову правительства. В столице открываются частные и общественные школы, где обучают греческой и латинской грамматике, красноречию и философии. Тогда же в столице был основан университет.

Для обеспечения потребности города в воде (которой постоянно не хватало) был сооружен водопровод. Город окружен многочисленными поместьями. За крепостной стеной сразу же начинаются поля, оливковые сады и виноградники, принадлежащие горожанам, да и в городе, даже в самом Константинополе, жители занимаются сельским хозяйством на своих участках.

Давайте я покажу вам самые знаменитые достопримечательности города. Они находятся на центральной площади, которая называется – Августейон. Вокруг нее располагаются храм Святой Софии, ипподром и Большой императорский дворец (показывает на плане).

Вопросы и задания для учащихся

1. Вспомните и нарисуйте на полях устройство римского водопровода. Как он назывался?

2. Отметьте на плане центральную площадь города, храм Св.Софии, дворец, ипподром.

Учитель: Давайте проникнем в Большой императорский дворец. Мы ничего не можем сказать о том, как он выглядел, так как он не сохранился, но зато мы можем побывать на императорском приеме иностранных послов. Представьте себе великолепные залы дворца, украшенные лучшими сортами мрамора, серебром, золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. На стенах можно увидеть мозаики, росписи. Гигантские колонны из порфира или мрамора украшены наверху тонким каменным кружевом капителей…

Первый посол: Я шел по великолепным залам дворца, а по бокам выстроились гвардейцы. В руке у каждого был золотой щит, на голове – золотой шлем с развевающимся красным султаном, у бедра – меч, а на плече – обоюдоострая секира; впереди них я увидел знаменосцев с гордо поднятыми разноцветными знаменами. Как гвардейцы, так и знаменосцы – все как на подбор – гигантского роста и крепкого телосложения. Я был поражен размерами и великолепием многочисленных залов, роскошью одежд и оружия. Наконец нас остановили перед дверью, закрытой пурпуровой завесой. После томительного ожидания завеса как бы внезапно отдернулась, и моему изумленному взору предстал император во всем блеске своего величия: он сидел на троне, над его головой две статуи Победы держали лавровый венок, вокруг трона группировались телохранители в белых туниках с золотыми ожерельями на шеях, а поодаль располагались сенаторы и сановники в пышных одеяниях. Я и моя свита троекратно повергались ниц, ожидая каждый раз, что император вот-вот пригласит нас подняться. Затем, приблизившись, я был вынужден целовать ноги государя и униженно просить его соизволить принять подарки, которые я привез. Тогда подарки были расставлены перед монархом, которому заблаговременно послали их списки, и он знал им точную цену; после принятия подарков император несколькими милостивыми словами прекратил аудиенцию и отпустил нас.

Второй посол: А еще я видел такую диковинку!.. Перед троном императора стояло бронзовое позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы разных пород, тоже из бронзы с позолотой, певшие соответственно своей птичьей породе на разные голоса. Трон императора был так искусно построен, что одно мгновение он казался низким, в следующее – повыше, а вслед за тем – возвышенным. Этот трон как бы охраняли необыкновенной величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но вызолоченные. Хвостами они били по полу, разевали пасть, и, двигая языком, издавали рычание… При моем появлении зарычали львы, защебетали птицы, каждая на свой лад, когда, склонившись перед императором, я в третий раз отвешивал поклон, то, подняв голову, увидел его, кого только что видел сидящим на небольшом возвышении, сидящим теперь чуть ли не под потолком зала и одетым в другие одежды.

Вопросы для учащихся

1. Как вы думаете, о чем должен был свидетельствовать такой прием византийского императора? Что он хотел этим показать? 2. Удавалось ли ему достичь желаемого эффекта? 3. Можно ли было еще где-нибудь в Европе увидеть нечто подобное?

Житель Константинополя: А теперь давайте посмотрим, что происходило на ипподроме, потому что невозможно представить себе жизнь Константинополя без ипподрома. Он играет совершенно исключительную роль. Он представляет собою не только арену спортивных состязаний, он является в то же время центром всей общественной жизни. Здесь при огромном стечении народа происходят торжественные празднества, здесь после победной войны выставляются трофеи напоказ всем праздношатающимся и очень многочисленной городской бедноте, живущей на случайные заработки и государственные подачки. В этих случаях толпа, заполняющая ступени цирка, любуется грудами драгоценных камней, роскошными колесницами, дорогими вазами, а иногда золотыми тронами. С особенным любопытством рассматривают пленников-иноземцев. Народ в Константинополе, так же как и в Древнем Риме, требует хлеба и зрелищ, поэтому в угоду плебсу Юстиниан (и другие императоры) устраивает на ипподроме зрелища.

Первый зритель: Да, они длились обычно семь дней. Здесь устраивались поочередно: бег колесниц, охота на животных, борьба людей с дикими зверями, театральные представления, особенно комические и шутовские пантомимы, – словом, «всякие увеселения, которые могут усладить ум и глаза».

Обычно уже накануне представлений на ипподроме весь город был в волнении. А тем временем цирк приготовлялся к предстоящим зрелищам. Это огромное здание, около 450 метров в длину и 75 метров в ширину; оно вмещает более 30 тысяч зрителей.

Учитель: Московский стадион «Динамо» вмещает более 80 тысяч зрителей.

Первый зритель: Весь ипподром украшен чудесными статуями, вывезенными из Греции и Рима. В то время как над ареной растягивали пурпурные шелковые шатры для защиты от палящих лучей солнца, рассыпали по земле свежий песок, смешанный с благоухающим кедровым порошком и проверяли барьеры, за которыми должны были стоять соперники, ожидая сигнала к выезду, – толпы народа спешили занять лучшие места. На состязании всегда присутствовали император, высшие сановники, иностранные гости. Императрица не присутствовала в императорской ложе, так как этикет этого не позволял.

По цвету плащей, которые носят возничие цирка, все население Константинополя делится на партии «синих», «зеленых», «красных» и «белых». В эпоху Юстиниана симпатии болельщиков делились между «синими» и «зелеными». «Красными» и «белыми» интересовались мало.

Но вот император подает знак. Внизу под императорской ложей открывается четверо ворот, и из них вылетают четыре колесницы четырех цветов, запряженные каждая четверкой лошадей. «Надо удивляться тому неслыханному возбуждению, которое охватывало при этом зрелище умы присутствующих. Побеждает зеленый возничий – и одна часть народа в отчаянии; обгоняет синий – и тотчас половина города в крайнем огорчении. В этот момент забывается все – родные, друзья, божеские и человеческие законы, и думают только об одном – о победе своей партии».

После окончания бегов и провозглашения победителя начинается вторая часть программы: наступает очередь интермедий, пантомим, представлений с дрессированными животными, акробатических упражнений, клоунад.

Второй зритель: А вот послушайте одну историю и скажите, какое значение имел ипподром в жизни горожан. При постройке храма Св. Софии один собственник не соглашался уступить свой участок земли, необходимый для будущей постройки. Ему были предложены за участок огромные деньги – он отказался; тогда его заключили в тюрьму, но он упорно не соглашался. Потом его почти перестали кормить; он страдал от голода, но не жаловался и не уступал. Тогда городскому префекту пришла счастливая мысль – он попросил императора объявить повсеместно и даже по тюрьмам о предстоящих бегах на ипподроме, и это оказалось сильнее мужества заключенного: при мысли, что он не увидит зрелища, он уступил свой участок за дешевую цену.

Учитель: Мы слышали, что, кроме ипподрома и царского дворца, в Константинополе есть церковь необыкновенной красоты. Она настолько красива, что по ее образцу в Древнем Киеве, столице государства русов, наших предков, была построена такая же.

Житель Константинополя: Да, и ее строительство, а речь идет о храме Св. Софии, как ни странно, связано с ипподромом и его партиями.

Учитель: Неужели? Как же это произошло?

Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.): Я знаменитый историк ромейской державы Прокопий из Кесарии. В своих сочинениях я описал, как это произошло, и теперь расскажу вам.

Далеко не всегда посетители ипподрома приходили туда только для того, чтобы наслаждаться захватывающими зрелищами. Народные массы пользовались цирком и для того, чтобы предъявлять здесь свои требования императору. Партия «зеленых» в эпоху Юстиниана особенно активно выражала свое недовольство политикой правительства, так как во главе ее стояли крупные землевладельцы, преследуемые Юстинианом. Накоплявшееся недовольство «зеленых» однажды прорвалось…

«Некогда в Византии городская толпа и подонки общества восстали против императора Юстиниана и произвели мятеж, который получил название «Ника» («Побеждай»). Показывая, что не против одного только императора, но в своем беззаконии они подняли руки и против Бога, они дерзнули сжечь и церковь христианскую… И вот император со всем рвением приступил к строительству, не жалея никаких средств; со всей земли он собрал каких только мог мастеров… Этот храм представлял чудесное зрелище – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом… Несказанной красотой славится он… Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в самом храме. Чистым золотом выложен потолок, соединяя с красотой и великолепие; соревнуясь в блеске, его сияние побеждает блеск камней. С этой и другой стороны – две галереи; и у них потолок является куполом, а украшением – золото. Одна из этих галерей назначена для молящихся мужчин, другая – для женщин… Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно было подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами».

Архитектор (показывает иллюстрации храма Св. Софии): Внешний вид храма Св. Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм. Но когда мы входим внутрь храма, впечатление сразу же резко меняется. Перед нами развертывается грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром 31,5 метра. Длина храма 77 метров. Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу полукуполов наш взор охватывает все это пространство целиком, и он кажется нам, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы над материалом.

Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что, когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего оформления здания. Стены галерей, подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора, боковые аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, взятые для постройки из ряда крупнейших храмов Малой Азии и Египта. Таких колонн в соборе более 100, причем малахитовые колонны нижних боковых арок имеют диаметр 1,33 метра. Некоторые части здания при Юстиниане были украшены декоративными мозаиками с символическим изображением креста. Поверхность стен над аркадами и колоннами и капители покрыты изумительным по тонкости кружевным, выполненным в мраморе узором. Позднее, на протяжении IХ-ХIII вв., собор внутри украшался мозаичными росписями, содержащими различные религиозные композиции и портретные изображения императоров и членов их семей.

1. Какие выводы о мастерстве строителей можно сделать, посмотрев на храм Св. Софии?

2. Какие выводы о богатстве страны и императора можно сделать, рассмотрев драгоценные материалы, из которых построен храм?

Мы с вами рассмотрели наиболее грандиозные сооружения средневекового Константинополя. Но это не значит, что мы увидели весь город и поняли его жизнь.

Житель Константинополя: Действительно, завершая наше небольшое путешествие, хочу отметить, что в столице наряду с красотой и роскошью были многочисленные узкие и зловонные улицы, тесно застроенные высокими домами с десятками каморок, заселенных городской беднотой. Константинополь был заполнен голодным и нищим людом, не находившим для себя ни постоянного заработка, ни пропитания. В царственной столице рядом с дворцовой пышностью ютилась вопиющая нищета.

1. Как вы думаете, почему спустя многие века мы обращаем внимание именно на грандиозные сооружения и великие личности, но нам мало известно об обычных постройках, повседневной жизни простых людей, их бедах и проблемах?

2. Подумайте, почему в Византии в VI в., когда в Европе царил хаос завоеваний, нашествий, разрушались города, гибли массы людей, удавалось строить такие здания, поддерживать уровень культуры и порядок в стране?

3. Откуда брались средства для такого грандиозного строительства, как храм Св. Софии?

Задания для домашней работы (по выбору или по группам)

а) нарисуйте иллюстрации к вашему «путешествию» по Константинополю; прочитайте стихотворение О.Мандельштама «Айя-София» и ответьте на вопросы.

Айя-София – здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

Но что же думал твой строитель щедрый,

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и акседры,

Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон – света торжество;

На парусах, под куполом четыре

Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье.

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

1. Какие архитектурные термины упоминает автор? Объясните их значение, воспользовавшись словарем.

2. Какие особенности Софийского собора описывает автор?

3. Кого имеет в виду автор под словами «строитель щедрый»?

4. Сравните описание собора у О.Мандельштама и в научном труде. Чем отличается восприятие архитектурного сооружения художником или поэтом от восприятия ученого?

б) напишите приключенческий рассказ на тему «Однажды в Константинополе…» (в рассказе опишите облик города, эпоху, о которой пойдет речь);

в) подберите материалы и напишите текст воображаемой экскурсии по храму Св. Софии, используя следующий план: история создания храма, его внешний вид и внутреннее убранство, оценки современников и ученых, дальнейшая судьба храма, его современное состояние.

А.КАШИНА, студентка исторического факультета Пермского университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте