search
main
0

На берегах реки Суды . Научились использовать собственный ресурс

Зеленый оазис. Именно такое определение приходит в голову, когда переступаешь порог кабинета Надежды Александровны Мудровой, начальника Управления образования администрации Кадуйского района. Множество диковинных растений на полу и на стенах удивительным образом гармонично дополняют деловую обстановку. Потом их перестаешь замечать. Потому что разговор с хозяйкой кабинета полностью захватывает внимание.

«Я родился и вырос в Кадуе. Заканчиваю училище, учусь на «хорошо» и «отлично». Участвую во всевозможных конкурсах. Когда мы выступаем достойно и занимаем призовые места, меня охватывает чувство гордости не только за свой коллектив, но и за Кадуй. Не тот патриот, кто говорит о любви к Отчеству, а тот, кто делает полезное для него. И пусть это полезное всего лишь победа в соревнованиях, очистка водоема, посадка деревьев». Так написал в своем эссе ученик кадуйского профучилища №45 Илья Овчинников. На проходившем недавно седьмом районном конкурсе старшеклассников он был назван лучшим будущим управленцем.

К малой родине с любовью

Название «Кадуй» переводится с финно-угорского как «можжевеловая речка». Поселок, расположенный на берегах реки Суды и других речушек в обрамлении лесов, поражает чистотой и ухоженностью. Недаром несколько лет назад Кадуй получил звание самого благоустроенного города России среди поселков городского типа. Стратегию развития района можно сформулировать так: «Это район, в котором выгодно работать и комфортно жить». Бюджет района пополняется за счет промышленного производства (Череповецкая ГРЭС, рыботоварная фирма «Диана», предприятия по переработке древесины и др.).

В программе развития муниципальной системы образования одной из важнейших задач стало усиление воспитательной миссии школы. В прошлом году на муниципальном собрании Кадуйского района Надежда Мудрова представляла такие программы, как «К малой родине с большой любовью», «Семья и школа: растим здоровое поколение». Программы получили одобрение.

Воспитывать будущих хозяев земли нужно начинать как можно раньше, убеждена Мудрова. В союзники школьные педагоги берут и родителей, и все общественные организации. Районные родительские конференции давно стали доброй традицией. А взаимодействие сельской школы и социума приносит свои результаты. Все сельские школы Кадуйского района, можно сказать, научились черпать ресурс для своего развития из внешней среды. Недаром сюда едут уже за опытом управленцы не только из Волгодчины, но и из других регионов. Что за секрет такой нашли сельские школы?

В каждой избушке – свои игрушки

Эту фразу любит часто повторять глава администрации села Никольское Людмила Федоровна Соболева. При этом она загадочно улыбается. Но в конце концов все понимают, что имеет в виду глава села. Хозяйство-то немалое. Под началом Соболевой построены и введены в эксплуатацию газовая котельная, очистные сооружения, мельничный комплекс, пекарня. По итогам финансово-хозяйственной деятельности никольская администрация ежегодно занимает призовые места в районе.

Развитие сельской школы, считает Людмила Федоровна, возможно лишь вместе с развитием сельского хозяйства, культуры, социальной сферы села. Каким должен быть выпускник-селянин? Конечно же, здоровым физически и духовно, интеллектуально развитым и еще привычным к крестьянскому труду. Директор школы заслуженный учитель РСФСР Людмила Александровна Савина убеждена, что именно сельская школа способна помочь решить главную задачу возрождения села.

– Мы живем в постоянном взаимодействии с администрацией поселений (в школе учатся дети из четырех деревень). Все нерешенные проблемы выносим на сельский сход. Проводим совместные акции «Тревоги села», есть такие прекрасные формы взаимодействия, как клубы сельской интеллигенции «Контакт», «Книголюб». Проблемы села и школы высвечиваются на планерках, административных комиссиях, сходах. К тому же трое депутатов муниципального образования «Никольское» – педагоги нашей школы. А глава территории Соболева – это координатор работы с трудными детьми, она же председатель попечительского совета.

У нас большой круг единомышленников, – рассказывает Савина. – За последние пять лет окрепло сотрудничество с сельской библиотекой, Домом культуры. С нашими детьми любят общаться и ветераны районного совета. Очень помогает такое сообщество, как землячество. Бывший выпускник нашей школы Василий Александрович Соколов возглавляет его в области. Член землячества Валерий Васильевич Судаков, ректор Вологодского института развития образования, уроженец кадуйской земли – частый гость в школе. Совместными усилиями установили камень на месте, где стояло бывшее школьное здание, сняли фильм о ветеранах школы, облагородили святой источник, участвуем в восстановлении Филиппо-Ирапского монастыря.

О совместных делах Людмила Александровна может говорить бесконечно. Ведь за долгие годы сотрудничества с разными организациями сделано немало. Вообще возглавляемая ею Андогская школа с этнокультурным компонентом требует отдельной публикации. Здесь растят настоящих хозяев земли, влюбленных в свою малую родину.

– Вот таким мы видим это место через год, – говорили ребята. И предъявляли очередной макет благоустройства уголка села. Наперебой рассказывали, какие деревья посадят, потом установят резные лавочки, разобьют клумбы. И все это они создадут своими руками!

С гордостью демонстрировали ребята тренажерный зал. В ходе работ над проектом «Тренажерный зал» ребята смогли «примерить» на себе профессии строителя, дизайнера, научились работать с документами, сделали все, чтобы привлечь спонсоров. А еще освоили искусство приготовления фиточаев. «Вот, пожалуйста, попробуйте!» – угощали хозяева гостей – участников межрегиональной научно-практической конференции «Развитие общественного управления. Социальное партнерство». Увиденное в Андогской школе впечатляло. Все больше выпускников школы предпочитают остаться в родном селе. Есть где работать, строится жилье. А много ли надо человеку для счастья?

Мы по солнышку живем

Так любят говорить педагоги Хохловской школы. Расположенное на территории рабочего поселка учебное заведение все общешкольные мероприятия планирует с учетом народного земледельческого календаря. В вестибюле школы большое панно знакомит со всеми праздниками. Включение народных традиций в содержание образования преобразило школу. Спустя десятилетие можно говорить об успешной системной совместной деятельности с Домом ремесел и районным Центром народной традиционной культуры.

– Для того чтобы обращение к культуре не носило случайного характера, – рассказывает директор школы Надежда Михайловна Семенчук, – понадобилась продуманная структура воспитательной системы.

– Основным результатом нашей работы, – продолжает Надежда Михайловна, – мы считаем повышение творческой активности детей и родителей. Они теперь с удовольствием участвуют в общешкольных праздниках.

С 1995 года прижился на кадуйской земле праздник «Хохловские игрища». Теперь в Хохлово едут гости со всех волостей. Забав да игр для них, что называется, полон короб. Городки, катание на гигантских каруселях, «Калечина-малечина», «Гони колесо»… Сколько развлечений накоплено у народа за сотни лет!

Вполне закономерно школьное мероприятие «Хохловские игрища» получило статус областного праздника. А там недалеко и до российского.

– Сегодня каждая сельская школа должна найти свой ресурс для развития, – убеждена профессор Ярославского педуниверситета доктор педагогических наук Людмила Васильевна Байбородова. – Развитие сельской школы невозможно без заимствования идей и ресурсов из внешней среды. Школу окружают разные структуры, и каждая из них имеет свой определенный потенциал. Важно не просто установить связь с ними, а найти принципы, формы, способы взаимодействия.

Директора школ – умелые управленцы – чутко реагируют на требования времени. Социальное партнерство предполагает три ступени. Первая – соглашение или договор партнеров по решению какой-либо проблемы. Вторая – это установление диалога с заинтересованными сторонами, обмен мнениями по проблеме. Каждая из сторон в ходе обсуждения проблемы получает новые идеи для своего развития. И наконец, третий уровень партнерства – это сотрудничество, совместная деятельность, которая возможна при наличии общих целей и задач. Школа – инициатор социального партнерства – должна показать, что нужно для ее успешного развития, убедить партнеров в наличии общих целей, задач.

Правильно говорят, под лежачий камень вода не течет. Не случайно успехов в сотрудничестве добиваются школы самобытные, яркие, сумевшие найти свою «изюминку».

«Лидер-2007»

«Я родился и вырос в Кадуе. Заканчиваю училище, учусь на «хорошо» и «отлично». Участвую во всевозможных конкурсах. Когда мы выступаем достойно и занимаем призовые места, меня охватывает чувство гордости не только за свой коллектив, но и за Кадуй. Не тот патриот, кто говорит о любви к Отчеству, а тот, кто делает полезное для него. И пусть это полезное всего лишь победа в соревнованиях, очистка водоема, посадка деревьев». Так написал в своем эссе ученик кадуйского профучилища №45 Илья Овчинников. На проходившем недавно седьмом районном конкурсе старшеклассников «Лидер-2007» он был назван лучшим будущим управленцем.

Надо сказать, что этот конкурс имеет четко выраженную направленность. Все его участники, а это представители учебных заведений района, рассуждают о своем вкладе в развитие родного района – настоящем и будущем. Даже игра «Эрудит» включает в себя вопросы по краеведению, знанию особенностей экономики района, ее предприятий. Участники обязаны предложить несколько идей для развития родного уголка, доказать, что их будущие профессии понадобятся Кадуйскому району. Не случайно ребят «журили» представители районной администрации. Елена Александровна Трунина, заместитель главы района, приветствуя юных лидеров, сообщила, что все их фамилии уже занесены в резервный список. Так что через несколько лет лидеры смогут смело воплощать в жизнь свои идеи, способствующие процветанию малой родины.

пос. Кадуй, Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте