Постоянно действующие семинары, дискуссии, лекции ведущих ученых России и зарубежья для учителей по специальным программам на основе источниковедения. Ведется подготовка старшекурсников, в том числе экономистов, востоковедов, философов, склонных к работе в средней школе. Созданы компьютерные специальные курсы и учебные пособия, уникальные деловые игры на ЭВМ получили школьники.
Действуют школы переподготовки учителей разных специальностей для преподавания словесности, отечественной истории и разнообразных экономических дисциплин детям.
На базе православной гимназии изданы оригинальные учебники русского языка, словесности, родной истории и другие пособия для детей под редакцией старейшего профессора НГУ К.А.Тимофеева. Они получили высокую международную оценку, авторы их – профессора НГУ и учителя.
Одиннадцать учителей в этом году названы в числе лучших в стране, по исследованиям Фонда Сороса; шесть получили гранты на развитие своих исследований, в том числе знаменитый талантливый человек, учитель физики 130- й школы В.И.Шелест, о котором <> уже рассказывала в очерке. Учитель, чей многолетний блестящий опыт развития эвриканского мышления ребенка лег в основу его программы <>.
На свой стратегический совет директора района собрались в 163-й школе, которая сама является лучшим доказательством верности избранных генеральных направлений преобразования: оформленная деревянной резьбой в древнерусских традициях, она через все курсы и специальные классы проводит ближнее, свойственное христианской этике отношение к ребенку. Ее эстетическая направленность – специализированные классы искусств, изостудия, музыкальный театр, школьная филармония и многое другое – сделала эту молодую школу на недавней окраине крупным культурным центром. В школе работают высокого уровня специалисты, среди которых есть и композитор, и журналист, психолог, психотерапевт, социолог, валиолог с опытом работы в Центре научных основ здоровья. За 10 лет директор школы Т.И.Чернова со своими единомышленниками возвела, взрастила учреждение, создавшее славу этому микрорайону строителей: сюда идут учиться дети из других частей района, а учителя со всех концов города – поучиться организации детской жизни.
Но пока эта детская республика Счастья и Добра создавалась, ее авторы приблизились к пенсионному возрасту.
Сегодня в этой школе треть коллектива, его золотой фонд и основа – заслуженные учителя и методисты, люди предпенсионного и пенсионного возраста. Даже в эту прекрасную школу, как и во все другие по России, почти не идет молодежь. В Новосибирской области на 1 сентября не хватает 1000 учителей, даже при том, что те, кто пришел в классы, будут вести полторы-две ставки. Дело в том, что зарплата молодого учителя ниже прожиточного минимума. Она даже ниже пенсии.
Из 38 выпускников вузов, распределившихся в школы Советского района, не пришли 10. В городе 2 вуза готовят учителей иностранного языка, однако преподавать его некому. Английский в 5-6-х классах района будут преподавать старшеклассники 130-й школы. Вакансии по району на сентябрь: 550 часов английского, 300 – русского, 600 – физкультуры и т.д.
В этих условиях реальной угрозой для детей и школ прозвучала новая концепция пенсионного обеспечения, утвержденная недавно и опубликованная 23 августа в <>. Она предлагает учителям старшего возраста выбор: либо школа, либо пенсия. Оказывается, при этом пенсию заслуженный учитель может совмещать с торговлей на рынке, но не с изучением Пушкина в школе.
– У нас работают в школах 20% пенсионеров, редких в основном специалистов, в расцвете творческих сил, – говорит заведующий роно С.Н.Смирнов. – Их пенсия вместе с зарплатой составляет сегодняшний прожиточный минимум. Зарплата их невелика, на нее не прожить. Чтобы сохранить пенсию, они покинут школу. Это лишит нас кадров. Мы потеряем не только лучшие кадры, но и весь свой опыт, в том числе блестящих директоров школ. Согласиться с такой концепцией в образовании все равно, что вышибить из школы мозги и душу.
– Надеюсь, у правительства хватит ума все-таки не вводить новый закон о пенсиях в таком виде, чтобы разрушить образование и здравоохранение, – говорит директор известной в стране 130-й школы-колледжа А.М.Баннов. – Как есть профессор, делающий уникальные операции, так есть и педагог, единственный, незаменимый, читающий уникальный курс. Направить таких людей, редких специалистов, на принудительную пенсию – самоубийство духовное и физическое.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Но больше всего на них говорили об учениках.
Когда собравшимся на городскую августовскую учительскую конференцию объявили, что вместо доклада будет показан видеофильм, по залу прошел легкий шумок. Что-то непривычное. Собственно, и доклад-то было сделать некому. В конце июля заведующему гороно сообщили, что трудовой договор с ним на новый учебный год заключен не будет, и вернули трудовую книжку. Вот так теперь, в эпоху демократии, происходит увольнение. Даже без объяснений. Канун 1 сентября – а кресло пусто, за него идет острейшая закулисная борьба, как будто в скромненьких комнатушках гороно размещается какая-то мощная коммерческая фирма.
Итак, вернемся на конференцию. Фильм задумывался как этакий <> передового опыта в воспитательной работе школ города. В него вошли фрагменты лучших уроков, праздников, концертов, конкурсов… День Ивана Купалы, проводы масленицы, яркие, красочные действа с песнями, плясками… Вот знаменитая керамическая мастерская 19-й школы. Вот фантастические интерьеры частной школы имени Леонова, конкурс бальных танцев <>, литературный вечер: свечи, благородная музыка, мальчики во фраках, девочки в бальных платьях XIX века… И все это чистейшая правда, все это есть на самом деле. Самое лучшее, самое красивое. И поначалу фильм планировали показать, так сказать, <> после деловых бесед на тему <>. Но когда просмотрели материал, стало ясно, что как раз проблемы-то и остались за кадром. И в качестве отправной точки для серьезного разговора фильм не годится.
И тогда решили создать группу кинооператоров (ее возглавил победитель областного конкурса <> Виктор Богдан) и разойтись по <> города. И вот что принесли кинооператоры с улиц городских окраин, рынков, детских приютов.
Толстая торговка пончиками и худенький, грязный мальчишка:
– Тетенька, дай пирожок.
– Не дам.
– Ну дай…
– Не дам!
– Дай!
– Не дам!!!
Детский приемник, который в просторечии называется <>, замкнутые, угрюмые дети. Вконец обнищавший поселок Плишкино, входящий в черту города. Убогое жилье, где дети спят на полу. Восьмилетний мальчик, который ни одного дня не был в школе. Бензоколонка, где дети целыми днями, заправляя машины, дышат парами бензина. Вот такой получился фильм – черно-белый, как в стихах Юрия Левитанского. И это естественно.
Вот несколько цифр, которые прозвучали за кадром: в области рождается всего 5% здоровых детей; на 50% увеличилось количество самоубийств среди подростков; за год милиция задержала 5 тысяч беспризорников; на каждые 10 тысяч детей приходится 220 преступников – в основном грабителей, насильников и убийц. Таковы наши новые жизненные реалии.
Страна стремительно разбегается <>, а школа всегда была отражением процессов в идеологической, экономической, социальной сферах. Работать с теми детьми, которые живо откликаются на доброе и прекрасное, искать пути к постижению многообразия мира – здесь мы, пожалуй, продвинулись более всего за последние годы. Но многие, очень многие дети отбежали от школы так далеко, что уж и не дотянуться.
Конечно, приятно погладить учителя накануне учебного года по голове легонькой, бархатной лапкой. Поднять ему настроение, успокоить. Но все ли так хорошо, прекрасный мой учитель, как на качественной японской кинопленке, которая усиливает яркость окружающего мира? Конечно, нет.
Что же будет с огромной серединой, которая раскинулась между черным и белым, к какому полюсу она побежит? Был в фильме очень важный, но неэффектный эпизод – выступление директора 71-й иркутской экспериментальной школы Валерия Александрова. В его школе – освобожденные классные руководители, психологи, логопеды, врачи, коррекционная педагогика. Глянем правде в глаза: в ней нуждается не только в чем-то неполноценный ребенок, а и обыкновенный средний, массовый. А может быть, и каждый. И это только одна из тропинок, которая ведет к укреплению душевного и физического здоровья ребенка, а стало быть, и общества.
После фильма все разошлись по секциям, где ведущие специалисты иркутских вузов познакомили учителей с новыми педагогическими концепциями и идеями. Получился своего рода теоретический семинар. Он необходим. Поиски вслепую, изобретение педагогического велосипеда – это промедление, которое обходится обществу слишком дорого.
Ну а настроение? Не радужное, но и не пессимистическое. Мобилизующее.
Виктория ГАЛКИНА
Иркутск
Комментарии