Лето и долгожданные каникулы уже совсем скоро, но большинство современных студентов думают нынче не только об отдыхе, но и о заработке. Кто-то мечтает накопить денег на путешествие, кто-то хочет помочь родителям, а некоторые давным-давно чуть ли не во сне видят свой собственный компьютер.
Как найти работу и может ли она приносить удовольствие? Думаем, да, если рядом друзья и, кроме того, ваш труд по заслугам оценивается и материально, и морально. И это не фантастика, а самая настоящая реальность, если вы попадете в студенческий отряд, где с вами окажутся ваши же однокурсники, а с ними, как известно, можно отправляться хоть на Северный полюс. Правда, в последнее время казалось, что романтика студотрядов навсегда канула в Лету. Ведь о них по крайней мере на целое десятилетие забыли. Как, впрочем, и о многом другом, что наполняло годы студенчества до краев и потом вспоминалось людьми всю жизнь. Почти десять лет студенческая жизнь ограничивалась лекциями и семинарами, аудиториями и читалками. И вот после празднования сорокалетия первого студотряда весной 99-го движение снова возродилось. Так что наша российская традиция – все приурочивать к юбилеям – в этот раз сыграла свою положительную роль. И теперь ребятам не придется метаться в поисках работодателя. Ведь во многих вузах России вновь появились студенческие отряды. Они самые разнообразные, больше всего сейчас педагогических, сервисных, поисково-туристических, строительных. Есть сельскохозяйственные, медицинские, экологические и даже спасателей. Так что каждый может выбрать себе дело по душе.
Чтобы узнать побольше о деятельности студенческих отрядов в Москве и на территории страны, об их перспективах на лето, я встретилась с директором Межвузовского центра проблем развития личности студентов Минобразования России – Андреем Ховриным.
– Движение студенческих отрядов – это замечательная воспитательная школа, ведь, потеряв пионерскую организацию и комсомол, мы ничего не создали взамен. В итоге организационная культура утрачена, иногда люди просто не знают, что им делать. Благодаря же комсомолу и пионерии целые поколения проходили управленческую школу, получали неоценимый опыт коллективной деятельности. А что сейчас: к примеру, в Москве молодой человек или девушка работают на компьютере в полнейшем одиночестве, у них нет даже элементарной школы общения. Студенческие отряды позволяют решить сразу целый комплекс проблем – помочь студенту реализовать себя, получить хотя бы временный заработок. На молодежь принято смотреть как на группу риска, как на иждивенцев, хотя вполне можно создать им условия, в которых они могли проявить себя и принести пользу обществу. Конечно, в нынешних условиях для этого нужно затратить и финансовые средства, и приложить организационные усилия, но результат превосходит все ожидания: студент в педотряде помогает школьнику, тот вырастает и в свою очередь не забывает делать добрые дела… Студенческий отряд – это еще и прекрасная возможность овладеть навыками дополнительной профессии. Так, в рамках программы “МСПО”, принятой на 2001-2003 годы, можно получить дополнительную профессиональную квалификацию – “Преподаватель”. А ведь именно в учителях, в организаторах воспитательной и внеклассной работы сейчас остро нуждаются учебные заведения Москвы. Кстати, в столице сложилась парадоксальная на первый взгляд ситуация – в педотрядах задействовано около 500 человек, и 95 процентов из них- студенты технических вузов.
– В 70-х годах были очень популярны строительные отряды. Каковы сегодняшние приоритеты?
– У страны нет таких строительных задач, как БАМ, Транссиб или даже возведение в огромных количествах коровников и телятников. Вообще, на мой взгляд, чисто производительные ресурсы студенческих отрядов на данный момент особо не нужны. Главный приоритет в деятельности студенческих отрядов – это использование воспитательного потенциала, поэтому так популярны педагогические студенческие отряды. В Москве в программе “МСПО” принимают участие студенты более 30 вузов, а за период с 1999-го по 2000 год через “Школу молодого вожатого” прошло 600 человек. Работа самая разная: в качестве вожатых, по организации деятельности секций и кружков в подростковых клубах по месту жительства, в детских домах и школах-интернатах, в трудовых объединениях молодежи, а также проведение территориальных и городских праздников, фестивалей и других акций для детей и молодежи.
Что же касается строительных отрядов, то они в чистом виде в Москве практически не нужны, здесь высока конкуренция со стороны профессиональных фирм, они и то иногда остаются без работы. Спроса на неквалифицированный труд нет. Однако правительство Москвы, мэр Лужков понимают, что хоть ребята на сегодня и не востребованы с точки зрения трудовых ресурсов, но воспитательный эффект этого движения намного превосходит все финансовые затраты и оргусилия. Поэтому уже третий год в Москве работает программа “Мой двор – мой подъезд”. Студенческие отряды участвуют в ней не только во время летнего сезона. Студенты благоустраивают и реконструируют дворы и подъезды, привлекают к этой работе школьников, работают с ребятами из близлежащих школ, лицеев, приютов, проводят молодежные праздники, ведут социальную работу. Сейчас готовится распоряжение правительства Москвы об экперименте: в программе “Мой двор – мой подъезд” будут участвовать 10-12 дворов и 3-4 вуза, среди них МАТИ, МГТУ им.Баумана, МАИ.
– Андрей Юрьевич, а где больше всего стройотрядов?
Статфакт
В прошлом году в России работали 795 студенческих отрядов. В них было задействовано около 26 тысяч студентов.
– По количеству отрядов в рекордсмены вышла Воронежская область, в основном город Воронеж, там работали 146 отрядов, в которых было более двух с половиной тысяч студентов, в Саратовской же области в 73 отрядах было свыше трех тысяч студентов. В разных регионах приоритетны различные виды деятельности. Так, на Алтае нужны строители, поэтому стройотряды там весьма многочисленны. Их много в Омской, Томской, Саратовской областях. Педагогических же большинство в Воронежской области, в Москве, в Республике Мордовия. Сельскохозяйственными славятся Республика Марий Эл, Ставропольский край и Липецкая область. А Мурманская, оказалось, нуждается в отрядах проводников. Так что все зависит от того, в чем испытывает необходимость город, область или край.
– С какими основными трудностями сталкиваются студенческие отряды?
– Главная проблема – отсутствие комплексного осмысления современного движения студенческих отрядов как социального явления. Необходимо определить их место в социальной структуре общества, подготовить проекты нормативных актов, которые бы регламентировали деятельность студенческих отрядов. Сейчас очень не хватает научно-методических разработок, во многих вузах просто не знают, как создать студенческий отряд, какими правами он обладает, не владеют технологией поиска социальных партнеров, социальных технологий, вовлечения новых членов в СО, ведь движение это должно постоянно развиваться, пополняться новыми людьми. Думаю, нужно создать сеть межвузовских центров, где бы осуществлялась практическая деятельность СО, решались научно-методические вопросы. Кроме того, должен быть профильный госцентр, с помощью которого отряды могли бы взаимодействовать с государственной властью. Помимо глобальных задач, перед нами стоят и такие, как разработка новых символов и традиций. А то, к примеру, в Екатеринбурге студотрядовские куртки до сих пор называют целинками. Екатеринбуржцы чтут традиции, и это замечательно, но этих ребят не все понимают: прошло сорок лет, выросло новое поколение, и оно хочет иметь свои символы, более созвучные современности.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии