search
main
0

На 5-м канале в программе «Открытая студия» состоялось обсуждение на тему «Все к станку!»

В России отгремели, отшумели выпускные балы. Наступило время, когда молодые люди, вчерашние школьники, пойдут сдавать документы в высшие учебные заведения. Огромное число выпускников хотят продолжить обучение в вузах. По каким критериям выбирают вуз? Сколько российской экономике требуется дипломированных специалистов? Где будут работать выпускники после окончания обучения? И почему все чаще звучат призывы получать рабочие профессии? Эти и другие вопросы обсудили в прямом эфире на 5-м телеканале в программе «Открытая студия» главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ Петр Положевец; научный руководитель Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский; бывший токарь, а ныне депутат Госдумы Валерий Трапезников; ректор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Алексей Демидов; ответственный секретарь Совета общественных организаций фракции КПРФ Владимир Соловейчик. Вела дискуссию Ника Стрижак.

Полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских уверен: стране больше нужны не научные кадры, а рабочие руки. Родители школьников с ним не согласны. По данным ВЦИОМ, 70% из них хотят, чтобы дети получили высшее образование.

– Я думаю, что прав и Игорь Холманских, и его оппоненты, потому что в нормальной экономике должны быть квалифицированные рабочие. Но мы во многих отраслях отстали на десятилетие. Начиная от нанотехнологий и заканчивая компьютерным производством. Ребята, которые будут работать на высокотехнологичном оборудовании, не поднимут нашу экономику, потому что многих направлений и отраслей в настоящее время нет. Они просто не создавались последние двадцать лет, – высказал свою позицию главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.

Он отметил, что в Германии большое количество ребят идут учиться в специальные школы, где 6 лет готовят высококвалифицированных рабочих, при этом конкурс там – 4 человека на место. И выбор между высшим учебным заведением и специальной школой стоит очень серьезно. При этом Петр Положевец согласился, что в Европе нет такого престижа «корочки» высшего образования, как в России. Больше половины родителей хотят, чтобы дети учились в вузе. Вопрос – кем они будут, когда окончат эти вузы? Половина из них точно не состоится.

С Петром Положевцем согласился научный руководитель Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский:

– Нормальная экономика – это экономика, где каждый человек находит возможность самореализации. Для такой экономики необходимо не просто «стать», а полноценно себя реализовать на пользу людям. В этом случае наличие или отсутствие высшего образования никакого значения не имеет.

По его словам, информация о том, что у нас много юристов, экономистов, менеджеров – это миф, так как грамотных специалистов любых профессий найти весьма сложно. Это вопрос снижения качества всего образования. Александр Адамский также отметил, что ни в коем случае нельзя противопоставлять людей с высшим образованием представителям рабочих профессий.

– Отношение к людям с высшим образованием как к нахлебникам, как к тем, кто поедает народный хлеб, чрезвычайно опасно и экономически неправильно. Мы сейчас перешли на другие отношения. Кто сказал, что материальные ценности создаются только рабочими? В этом отношении люди, которые работают головой, ничуть не уступают рабочим кадрам. Поэтому уничижительного отношения к высшему образованию быть не должно. Это обратная сторона уничижительного отношения к рабочим.

Бывший токарь, а ныне депутат Госдумы Валерий Трапезников подчеркнул, что  престиж рабочей профессии необходимо повышать. По его словам, лучше быть хорошим токарем, чем плохим специалистом с высшим образованием.

Еще одним важным вопросом стало, каким должно быть высшее образование. Петр Положевец привел в пример Японию, где образование не узкое, а широкое. Человек во время учебы легко может переквалифицироваться в зависимости от того, где планирует работать. В России же до последнего времени высшее образование было очень узкое. Многие специалисты, по словам Петра Положевца, не могли работать даже в близких или параллельно существующих направлениях.

– Высшее образование необходимо построить так, чтобы первые два года давалось широкое образование, а после второго или третьего года студент мог выбрать направление, по которому будет обучаться дальше. Нужно отказываться от узких специальностей, а также закрывать многие вузы, – подчеркнул главный редактор «Учительской газеты».

О том, что необходимо закрывать неликвидные вузы, неоднократно говорил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. С ним согласен и Александр Адамский.

– У нас есть колоссальная возможность повлиять на умы молодых людей, их ценности, ориентиры. Если образование слишком доступно, оно ничего не стоит.

По словам Адамского, вузовского ширпотреба быть не должно.

Важной темой обсуждения стало распределение после вуза. Многие вчерашние студенты признаются, что работают не по профессии: либо из-за низкой заработной платы, либо из-за того, что не смогли найти работу по специальности. Должно ли государство следить, чем занимается человек после окончания вуза за счет федерального бюджета?

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Алексей Демидов отметил, что существует госзаказ на распределение бюджетных мест среди вузов, который разыгрывается по конкурсу между высшими учебными заведениями. Однако он признал, что после окончания вуза практически никто не следит за тем, работает человек по специальности или нет.

По словам Александра Адамского, высшее образование в любом случае не проходит даром, даже если человек работает не по специальности. Главное, по его мнению, чтобы выпускник смог максимально реализовать себя.

– Множество писателей были врачами. Например, Антон Чехов или Михаил Булгаков. Неужели государство зря потратило на них деньги? – подчеркнул Александр Адамский.

Подводя итог, Петр Положевец заявил, что, говоря о рабочих кадрах, мы забываем о тех, кто будет готовить эти кадры. Какова заработная плата преподавателей? Какая техническая база для образования? Ведь практически все устарело. По его словам, большой удачей является программа модернизации среднего профессионального образования, запущенная сейчас в регионах. «Посмотрим, как она будет работать, но без изменений ничего не получится», – отметил Петр Положевец.  С ним согласился ответственный секретарь Совета общественных организаций фракции КПРФ Владимир Соловейчик, подчеркнув, что оплата труда преподавателей имеет огромное значение. В свою очередь, Алексей Демидов рассказал, что при выборе рабочей специальности очень важно знать, что она будет востребована в ближайшие 3-4 года. В заключение Александр Адамский призвал родителей не давить на детей при выборе профессии, а доверять им, потому что прежде всего человек должен найти себя, а сделать это он сможет только самостоятельно.

N.B! Программу можно посмотреть в видеоархиве на сайте 5 канала – http://www.5-tv.ru/video/507070/

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте