Как определить успешность дошкольной организации? В школе все просто: оценкой успеха детей, указывающей на профессионализм педагогов, в большинстве случаев являются отметки, баллы. А детский сад? Там ведь нет пятерок и двоек! Так, может быть, критерии успешности для детского садика и вовсе могут быть сведены к минимуму? Ребенок накормлен, напоен, для него организованы дневной сон и прогулка… Что ж, есть родители, которые полагают, что этого вполне достаточно. Но правильно ли это? Нужны ли сегодняшнему дошкольному образовательному учреждению прорывы и эксперименты? На эти вопросы «Учительской газете» отвечает Елена МИРОНОВА. В детском саду №5 «Солнышко» города Чудова Новгородской области она работает 27 лет, из которых 14 – в должности заведующей.
– Специфика дошкольного учреждения в том, что мы работаем с детьми в возрасте от 1‑7 лет. Поэтому, конечно, немаловажно то, что мы несем ответственность за их здоровье, осуществляем уход и присмотр. В нашем детском саду для детей организованы, в частности, ежедневные занятия физкультурой, витаминотерапия, фитотерапия. В то же время нашей задачей является формирование образовательных навыков. Я категорически не согласна с мнением, что в детском саду только вытирают носики, кормят, водят на прогулку и укладывают спать. Думаю, нам удалось изменить в этом отношении мнение и большей части родителей наших воспитанников. Родители понимают: детсад – полноценное образовательное учреждение, причем для детей с самого раннего возраста. Эту мысль мы подчеркиваем на родительских собраниях и ежегодном мероприятии «Всеобуч».- Елена Леонидовна, расскажите, пожалуйста, подробнее о нем.- Уже второй год в январе детсадовский «Всеобуч» собирает родителей. Большинство мам и пап очень заняты, и их сложно вовлечь в образовательный процесс, хотя, отмечу, федеральный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такую задачу. Некоторые родители, не считая детсад серьезным образовательным учреждением, спохватываются только перед школой, заботясь о том, умеет ли их ребенок читать и писать. Хотя вот как раз это не наша прямая обязанность. И не всегда тот, кто выходит из стен садика с такими умениями, успешен в школе, потому что в первую очередь важно, чтобы ребенок был готов к школьным занятиям психологически. Федеральный стандарт нацеливает дошкольные образовательные учреждения на получение результата. Но этот результат не определяется в количественном оценочном значении. Ребенок из садика должен выйти самостоятельным, инициативным, делать выбор в пользу какого-то вида деятельности и выбирать себе партнеров для взаимодействия – детей или взрослых. Это качественные характеристики.Но это, к сожалению, понимают не все родители. Поэтому нам приходится придумывать такие формы работы, чтобы родителям стала интересна жизнь их ребенка в детском саду. На мероприятие «Всеобуч» перед ними выступают специалисты – психологи, логопеды, старший воспитатель. Мы рассказываем родителям о деталях образовательных программ для детей начиная с 1 года. Показываем видеофильмы, снятые про воспитанников нашего детского сада. Проводим мастер-классы по определенным темам. Так, в нынешнем году мастер-класс «Всеобуча» был посвящен теме «Как развивать математическое мышление дошкольника в домашних условиях?», поскольку для многих выпускников детских садов в школах математика является сложным предметом.- В «Солнышке» осуществлено много интересных идей. Почему ваш коллектив решил заниматься инновационной деятельностью? Зачем нужны инновации детскому саду?- Начнем с того, что ребятам нравится ходить в детский сад, где так много интересных дел. Среди уже сложившихся традиций «Солнышка», например, пешие прогулки по улицам родного города, которые названы именами героев Великой Отечественной войны. Во время таких походов дети с воспитателями останавливаются у памятных мест, читают рассказы и стихи, посвященные Великой Отечественной войне. Пройденные места отмечаются на специальной карте в детском саду.В «Солнышке» организован клуб выходного дня для совместного полезного досуга детей и родителей по субботам. На занятиях клуба проходят спортивные соревнования, мастер-классы, викторины. Необычное явление для детского сада – литературная гостиная. В гости к нашим ребятам приезжают поэты и писатели Новгородской области. Наш девиз: «Творчество в разнообразных направлениях». Например, чтобы изучить правила дорожного движения, в садике поставили мюзикл «Чудеса на перекрестке».Детям нравятся рассказы мам и пап, бабушек и дедушек о своих профессиях. Среди любимых форм работы – фотоотчеты. В рамках декады здоровья, например, дети приносили снимки домашних презентаций вкусных и здоровых блюд, а фотовыставка «Мой домашний спортивный уголок» собрала целые фотоальбомы, показывающие систему спортивных занятий с детьми в семье.- Получается, вы первые, кто учит детей работать в коллективе?- Да, это так. В рамках декады здоровья воспитанники детского сада в сопровождении воспитателей выходили на центральную площадь города и раздавали прохожим витамины, напоминая взрослым о правилах здорового образа жизни с помощью частушек. Также наш детский сад стал первым в Новгородской области, где активно внедряются идеи волонтерства.Среди волонтерских проектов – шефство наших воспитанников над ребятами из социального приюта в поселке Краснофарфорный Чудовского района. Для своих подопечных дошкольники организовали выездные концерты и мастер-классы по изготовлению мягких игрушек. Ребята из социального приюта приезжали в «Солнышко» с ответным визитом, и мы показали гостям театрализованную сказку, мастер-класс «Театр на ложках», устроили чаепитие, преподнесли в подарок канцелярские товары, наборы для рисования и занимательные пазлы от родителей дошкольников. Новый проект, стартовавший недавно, – организация волонтерского движения в защиту бездомных животных.Что касается инноваций, то они позволяют не стоять на месте, развиваться профессионально, дают заряд энергии, радость успеха. Так, программа, реализуемая Мариной Викторовной, переносит детей в условиях садика в «концертный зал», включает выступления с живой музыкой юных музыкантов из школы искусств имени В.С.Серовой. С этой программой музыкальный руководитель заняла первое место в районном конкурсе педагогического мастерства в номинации «Воспитатель года»-2015. Приятно видеть победы наших выпускников на музыкальных и других творческих районных конкурсах. Так что инновации в детском саду нужны всем!- Были ли трудности введения инноваций?- Сейчас трудности минимизировались, но на первом этапе, не скрою, они были существенными. Обычно это связано с тем, что не все педагоги коллектива воспринимают новые идеи положительно. Приходилось проводить много бесед, разъяснять суть и цели инноваций. Теперь, когда люди видят полученный результат и ощущают радость творчества и успеха, они не только выражают готовность продолжать эту работу, но и сами приходят с инициативой.Возникали проблемы и с финансированием. Хотя мы в садике предоставляем платные услуги, но они не могут окупить все расходы, которые нужно произвести. Если по школам прошла волна модернизации, улучшена их материальная база, то дошкольное образование пока, к сожалению, модернизация не так полно охватила. Хотелось бы, чтобы на федеральном уровне была создана программа поддержки осуществления требований федерального стандарта дошкольного образования.- Есть ли у вас свои секреты руководства?- Главный секрет – грамотное распределение обязанностей. А контроль я ставлю на последний этап работы. Для начала необходимо создать комфортные условия в коллективе, чтобы люди доверяли друг другу и администрации. Каждый член коллектива должен понимать цели, задачи работы, предвидеть результат свой собственный и всеобщий. Думается, это нам удается. Выходя на педсоветы школ, мы слышим от учителей слова благодарности в адрес наших педагогов. В нашем учреждении прозрачная система стимулирования педагогов благодаря положению об оплате труда. Несмотря на то что система оценки качества по дошкольным образовательным учреждениям еще не разработана на федеральном уровне, у нас в учреждении она уже есть. В итоге педагоги не затаивают обиду, а стремятся поучаствовать в следующем месяце в мероприятиях и получить поощрение. Для внутренней системы оценки достижений воспитанников существуют журналы достижений ребенка.- В чем специфика «Солнышка»?- У нас три коррекционные группы – две логопедические и одна для ребят с проблемами развития. Их ведут специалисты высшей категории со специальным высшим образованием. В наш сад поступают самые сложные дети города. Мы справляемся с этой задачей, помогаем детям. Несмотря на то что инновационная деятельность увлекает нас, мы стараемся также не потерять традиции. Наш детский сад существует с 1966 года, он всегда славился приобщением детей к русской народной культуре. Мы продолжили фольклорное направление, держим тесную связь со школой искусств, фольклорный ансамбль которой посещает наш садик.- Традиционный вопрос: каковы ваши планы на будущее?- Собираемся принять участие во Всероссийском конкурсе имени Л.С.Выготского, а также наладить работу в качестве инновационной площадки по интересной федеральной программе. Она посвящена модернизации математического образования на дошкольном уровне в соответствии с Концепцией развития математического образования в России на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс».Справка «УГ»Федеральный стандарт дошкольного образования в России вступил в силу с 1 января 2014 года. Дошкольное детство рассматривается в стандарте как самоценный этап, а не только как период подготовки к школе. Согласно стандарту дошкольное образование ставит задачу социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. Среди личностных характеристик, которые должны быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного образования, согласно стандарту – инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Экзаменов в детских садах не допускается, главный упор в стандарте сделан на развитие малышей через игру, общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями.Чудово, Нижний Новгород
Комментарии