search
main
0

Мюзикл

Стильный, звонкий, детский

Это какой-то неведомый космос! Артисты поют и двигаются одновременно, бьют чечетку, мгновенно переодеваются. Их костюмы, грим, отдельная прекрасная вселенная, и, как вишенка на торте, эффекты магии и волшебства на сцене… Это все мюзикл – самый сложносочиненный зрительский жанр.

Мюзикл – один из самых модных жанров современного музыкального театра. В нем используются разнообразные выразительные средства музыки, хореографического, драматического и оперного искусства, а также новейшие технологии организации постановочного пространства. Все это, если речь идет о детском мюзикле, открывает огромные возможности для развития ребенка в самых различных творческих направлениях, каждое из которых может стать очень важной составляющей при формировании его личности.

Самое удивительное в театре – это артист. Технологии, декорации, костюмы прекрасны, но без живого артиста все это только куча проводов, фанеры и тряпок. А в детском саду мы имеем дело с самыми лучшими, самыми талантливыми артистами на земле – нашими детьми.

Но как воплотить столь трудный жанр с дошколятами? На подготовку потребуются большие творческие затраты. Понятно, что одному музыкальному руководителю справиться трудно, мюзикл – работа коллективная. В постановке участвуют и дети, и воспитатели, и родители.

Процесс работы над спектаклем условно делится на два этапа. Первый – ознакомительный. Знакомимся с литературным материалом, историей, которую придется воплощать. Воспитатели читают сказку, беседуют с детьми о героях, разбирают их поступки, разучивают тексты.

Я, как музыкальный руководитель, погружаю ребят в мир звуков будущего представления. Освоение музыкальных номеров проходит таким образом: хоровые темы и общие танцы, ансамбли, мимические сцены и даже сольные номера мы разучиваем все вместе, формируя так называемый свинг – группу заменяющих друг друга актеров. Этот метод помогает не пропустить действительно талантливое исполнение той или иной роли, а также очень выручает в ситуации форс-мажора.

Особенностью жанра мюзикла является то, что пение сопровождается движением. Чтобы это стало возможным, сначала мы разучиваем движения под фонограмму, а затем маленькими фрагментами собираем номер в нужном темпе, с правильными акцентами и по возможности чистой вокальной интонацией. Для детей дошкольного возраста чистое исполнение вокальной партии скорее приятный бонус, но стремиться к этому обязательно нужно. Вообще весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает его музыкальную память. Музыка для прослушивания, как и музыка для исполнения, требует запоминания: чтобы следить за ходом мюзикла, взаимодействовать с партнерами, необходимо помнить свою музыкальную тему и вовремя ее исполнять.

Второй этап – выход на сцену. Условно поделенный на фрагменты спектакль, как бусины, складывается в единую нить – сюжет. Наступило время педагогам, не навязывая своего видения, совместно с детьми «обжить» пространство. Эта задача требует от детей умения ориентироваться, определять основное место действия, разделять пространство на сектора. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам, с которыми надо взаимодействовать. Педагогу остается дать некоторые режиссерские указания – например, откуда выходить действующим лицам, в каком направлении двигаться. При этом не следует навязывать детям зафиксированных движений и поз, не надо давать готовые образцы. Желательно поощрять самостоятельное выявление детьми образа, их творческие находки, импровизацию, ассоциативное мышление.

Наконец партии выучены, спектакль собран и наступает самая волнующая и ответственная часть в создании мюзикла. Выступление. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, которым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка. Формируется чувство ответственности за общее дело.

А еще есть третий, существующий пока только в мечтах, этап работы. Я бы очень хотела, чтобы мои дети полюбили этот замечательный жанр так же, как я. И, опираясь на полученные знания и используя некие навыки, придумали свой сюжет, свою мелодию, свой уникальный мюзикл… Но это уже другая история…

Маргарита ПОЖАЛУЙСТИНА, музыкальный руководитель школы №2114

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте