Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным активным действиям, развитие их коммуникативных способностей. Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности необходима для создания социальной ситуации развития детей-дошкольников и является одним из способов их обучения.
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по которой работает школа №368, в разделе «Целевые ориентиры» говорится о том, что дети старшего дошкольного возраста проявляют инициативу в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Наша задача, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а поддерживать его интерес, развивать у него познавательные способности, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Для развития детской инициативы мы используем новые педагогические технологии (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь, РОР-it).
Только начиная работать в этом направлении, мы сформулировали ожидаемые результаты развития детской инициативы посредством новых педагогических технологий:
– ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников;
– ребенок начнет принимать участие в поиске, анализе и сортировке информации;
– ребенок научится мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы;
– ребенок овладеет умением отмечать новые предметы в окружении и проявлять интерес к ним, активно обследовать вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулировать, разбирать – собирать без попыток достигать точного начального состояния);
– ребенок научится решать свою собственную задачу, а не ту, которую перед ним поставил взрослый;
– ребенок овладеет умением самостоятельно собирать и структурировать информацию.
В процессе работы мы заметили невероятную популярность POP-it среди детей. Pop-it – это кнопочная игрушка, которая представляет собой резиновую или силиконовую основу с полусферами для нажатия, при котором издается щелкающий звук.
Мы решили использовать интерес детей к этим игрушкам, чтобы обеспечить эффективность процесса познания, основанного на доступном и современном учебном материале. Мотивируя детей на обучение, мы формируем у них потребность в постоянном саморазвитии.
В дальнейшем дети сами могут формулировать оригинальные задачи и предлагать пути их решения.
Эллия КЛИМЕНКО, воспитатель школы №368 «Лосиный остров», финалист конкурса «Педагоги года Москвы»-2023
Комментарии