«Мама, а что остается после плохих учителей – ну, тех, кто никого не любит и кого никто не любит?».Ответ на этот вопрос дала жизнь.
Группа молодых людей, окончивших школу несколько лет назад, пригласила меня на встречу. Собрались, сидели, разговаривали, как всегда в таких случаях, на самые обычные темы. Кто где работает, кто женился, у кого родились дети, кто уехал, кто добился больших успехов… Я слушала, думала о том, какими хорошими специалистами они стали, как мало изменились. Вот заводила, он и в школе всегда умел собрать людей, организовать вечер, спектакль. Самая красивая девочка в классе стала очень красивой женщиной, работает педиатром. Наш неофициальный «клоун», от чьих шуток мы все иногда неудержимо хохотали на уроках, по-прежнему постоянно шутит, хотя занимается чем-то очень серьезным. Самый умный мальчик первым из класса защитил диссертацию.
Мне задали смешной вопрос: «А когда к вам после нас пришли новые классы, вы их так же приветствовали? И научили отвечать?» Конечно, я всегда говорю по-английски одну и ту же фразу: «Здравствуйте, дети! Я счастлива вас видеть у себя на уроке». Требуется небольшое время, чтобы школьники сами начали отвечать: «Здравствуйте, учитель! Мы тоже рады вас видеть!» Специально я этому не учу и не требую, такое приветствие должно родиться самостоятельно и идти от души.
Постепенно потекли воспоминания и другого рода.
«А помнишь вечное: «Ты точку криво поставил, балл снимаю!»
«А как учитель на доске писал «цЫфра», но нас ругал за безграмотность»…
Слушая молодежь, я испытывала двойственное чувство. Честно говоря, все, о чем они говорили, в том или ином виде пережили с теми же учителями мои собственные дети. Выходит, у плохих учителей с годами ничего нового не появляется, те же «меры воздействия», те же отношения, те же проблемы с дисциплиной. С другой стороны, неужели не забываются эти детские обиды? Впрочем, я же тоже помню то, что было со мной в третьем классе. Но добрые чувства преобладают. И чаще всего я вспоминаю любимую учительницу, которой я благодарна на всю жизнь, а не тех, из-за кого иной раз плакала в подушку. Поэтому я спросила бывших мальчиков и девочек: выходит, вам здорово доставалось в школьные годы, хотя вы все учились очень хорошо и все добились успеха в жизни? А хорошее-то было?
Конечно, было, отличное образование, прочная база, все поступили в вузы.
А была ли у вас любимая учительница, чьи уроки вспоминаются, с кем хочется встретиться, спасибо сказать?
Молодые люди начали переглядываться, улыбаясь, наконец дружно рассмеялись. Тут и я сообразила, в чем шутка. Они собрались на встречу и пригласили свою любимую учительницу. Им хотелось окунуться в детство, поговорить, спросить совета. Например, в ответ на вопрос самого умного мальчика, стоит ли ему писать докторскую диссертацию, я лишь покачала головой. Мне кажется, он куда умнее и способнее меня, сам все знает. Но поддержка нужна всем, и при прощании я сказала ему: «Позвони, когда защитишься». «Клоуну» мимоходом заметила: «У тебя шнурок развязался», хотя на нем были туфли без шнурков. Он очень обрадовался тому, что я помню его любимый трюк.
Идя домой с цветами в руках, я думала, что же остается после тех учителей, кого никто не любит, кто никого не любит?
Ничего.
Комментарии