search
main
0

Мысли вслух

«Как вы с ним занимаетесь, он такой слабый мальчик!» «Девочка такая слабенькая, не понимаю, почему у вас она получает «4» и «5»?» Такие фразы приходится слышать весьма часто, они являются неизменной частью школьной жизни. Мне кажется, это проявление предвзятости по отношению к ребенку, вечный школьный предрассудок, универсальное клише. Как методист я использую всего два варианта работы с учителем, который задает данный вопрос, тем самым показывая не допустимую для педагога позицию.

Задаю встречный вопрос. А вы были отличником и всегда получали пятерки по всем предметам? Иными словами, проверяли ли вы школьный журнал, прежде чем вынести такое суждение, да еще и огласить его при всем классе. Возможно, у данного ученика всего одна или две тройки, а по остальным предметам хорошие оценки. Значит, ребенок как будто не обращает внимания на все предметы, кроме одного, имеет пятерку по географии или по физкультуре, значит, этот предмет для него оказался главным. Наша задача – развить и поддержать интерес, помочь школьнику понять, какие еще предметы ему пригодятся в будущем, объяснить, что аттестат нужен всем. «Слабый мальчик», как выяснилось при первом же разговоре с ним, давно помогает отцу в его деле, летом работает. Досконально разбирается в машинах. Перестав меня стесняться и поняв, что я могу ему во многом помочь, он часто спрашивает меня, где найти ту или иную информацию, показывает различные сайты по выбранной им специальности. Видя, как умело он использует Всемирную сеть, как упорно трудится над любым текстом со словарем, слушая все более свободную речь на английском языке, я радуюсь, что сумела вывести ребенка из трудного положения, помогла поверить в свои силы. Нет, звезд с неба он не хватает, но после школы будет заниматься любимым делом и приносить пользу людям.

Спрашиваю, ознакомился ли учитель с семейными обстоятельствами.

Например, у «слабенькой девочки». В семье пятеро детей, мама не работает, папа шофер. Родители очень хотят, чтобы дети получили хорошее образование и во всем поддерживают учителя, но сами помочь ничем не могут. Летом вся семья трудится на грядке, на картофельном поле. А девочка мечтает поступить в университет, «выучить все законы и помогать людям, которые трудятся на земле». Когда она попала ко мне, я спросила, как будем работать, какой установить график, чтобы ликвидировать долги. Она тихо ответила: «Вы мне говорите, что делать, и я буду делать».

Экзамен за девятый класс сдали на «четыре», к выпуску идем с пятеркой. Для меня опыт общения с девушкой оказался удивительным, любой учитель знает, как редко бывает, чтобы ученик тебя каждый раз слышал. Она не только делает, что я скажу, но все чаще подходит с вопросами, проявляет инициативу. Думаю, из нее получится хороший адвокат, юрист, консультант. Я делаю все возможное, чтобы помочь ей осуществить мечту. Но предрассудок, предвзятое отношение своей коллеги я переломить не смогла, поэтому у девушки в аттестате останется одна тройка. Остальные учителя, узнав, как мы с ней трудимся, стали помогать ученице, поддерживать ее, и она подтянулась по всем предметам.

Мы работаем с разными детьми. Закономерностей тут нет. Сын крупного ученого мечтает после школы пойти в армию, научиться водить машину и стать шофером «скорой помощи». Дочка технички хочет стать журналисткой. Наша задача – поддержать каждого ребенка в их стремлении к мечте.

Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте