С Катей – назовем ее так – мы буквально столкнулись на улице. Девушка налетела на меня, буркнула нечто невнятное, подняла глаза, секунду невидяще смотрела мне в лицо… «Ой, это вы! Какое счастье!» И она неудержимо разрыдалась. Я взяла свою бывшую ученицу за руку и привела к себе домой. Усадила за стол, налила чаю, придвинула тарелку с пирожками. Пока она, всхлипывая, жевала пирожок, я заговорила о том, какой теплый стоит сентябрь. Постепенно она успокоилась и начала рассказывать, что случилось.
Я помню, Катя всегда хотела быть учительницей. В школе возилась с малышами, приходила иногда на уроки во вторую смену, помогала организовывать вечера. В выпускном классе я предложила ей выступить перед младшими школьниками, поговорить с ними о жизни, объяснить, чем ей интересен английский язык, показать свою проектную работу. После школы она поступила в педагогический университет, отучилась и пришла работать в младшие классы. Прошло два года – и ей предложили стать классной руководительницей в пятом классе. Она согласилась. Я спросила, как идут дела с классным руководством. «Отлично, дети меня просто обожают, мне нравится с ними все делать…» Голос ее предательски задрожал, и я поняла, что сейчас услышу, в чем проблема. А услышав, мысленно приказала себе не смеяться. Надвигались… родительские собрания по параллели. «Господи, что мне делать? Они же все ВЗРОСЛЫЕ! Что будет, когда они меня увидят?! Там одной маме уже почти пятьдесят, а у двух детей на собрания приходят бабушки!» Ясно. Девушку смущает… собственная молодость. Ей кажется, что она выглядит несолидно, недостаточно взросло. Для начала я рассказываю ей о том, как когда-то пришла читать первую лекцию. Вошла в аудиторию со звонком, прошла на дрожащих ногах к кафедре, и кто-то из пятикурсников весело крикнул: «Девочка, куда ты встала, здесь занятие будет!» Объясняю, что можно прикинуться «большой», надев мамину одежду. Показываю фотографию своей дочери в возрасте трех лет. Такие, наверное, есть во многих семейных альбомах: стоит малышка, одетая в бабушкину шляпку, туфли на высоких каблуках, с бусами на шее… Спрашиваю, в чем она обычно ходит на работу, в чем чувствует себя наиболее удобно. Брюки, блузка. Значит, в этом и пойдем на первое в жизни родительское собрание. Советую воспользоваться нехитрым педагогическим приемом: написать заранее на доске свое имя, фамилию, контактные данные, примерную повестку дня. Объясняю психологический момент. Конечно, можно просто представиться, но если назвать свое имя и одновременно указать рукой на доску, где что-то написано, внимание родителей будет обращено именно туда, это даст Кате несколько секунд, для того чтобы справиться с естественным волнением, смущением.
«Вдруг они меня спросят о чем-то таком, чего я вообще не знаю?!» Советую спокойно сказать, что сейчас она не готова ответить, записать вопрос и фамилию родителя, а позднее спросить у более опытных коллег – и обязательно перезвонить. Мы обсудили с Катей примерную повестку дня, записали основные пункты и ту информацию, которую ей нужно было огласить. Уже смеясь, поспорили о преимуществах и недостатках белой блузки (придает более официальный вид, но легко пачкается) перед серой (менее нарядная, но достаточно строгая). Решили, что вместо кроссовок лучше все же надеть единственные приличные туфли. Прощаясь, я повторила старую шутку: молодость – это тот недостаток, который через пару десятков лет исчезает сам собой.
Когда Катя успокоенная ушла, я позвонила давней знакомой – одной из двух активных бабушек в том самом пятом классе. Она исправно приходила на все собрания сначала в класс одной внучки, потом второй. Теперь, значит, ходит к третьей. «Вот эта девочка теперь у нас классная? Господи, какое счастье! Хоть одно молодое лицо будет у наших детей! Да она же с ними и в поход пойдет, и в театр поедет, и дискотеку организует! Не волнуйся, поможем мы твоей девочке».
Новосибирск
Комментарии