Гуляя по улицам Академгородка, я часто встречаю людей, которые не только здороваются, но и останавливаются, говорят: «Спасибо!» За что же учитель получает благодарность от родителей летом, в каникулы?
«Мой ребенок сдавал экзамены в университет, получил по вашему предмету пятерку, поступил, спасибо вам, что научили!»
Слушая родителей, я иногда думаю о том, что дети, особенно подростки, не всегда делятся с родными своими замыслами, мечтами, но рассказывают о своих проблемах и желаниях учителю, особенно классному руководителю, если у них сложились теплые человеческие отношения. Учитель – взрослый человек, который учит, советует. Кроме того, учитель по любимому предмету может помочь определиться с выбором, если в семье никто этим не занимается. «Мои родители – археологи, меня с младенчества возили с собой. А меня это не привлекает, мне языки нравятся!» И далее следует наивный вопрос: «Как вы думаете, у меня есть способности? А почему вы так считаете?» Да, способности есть. Я так считаю, потому что девочка заняла призовое место на областной олимпиаде, потому что она быстрее всех справляется на уроках с любыми заданиями.
«Не можем понять, дочка столько лет занималась фигурным катанием, а поступила на экономический факультет, что ее привлекло?» Я отвечаю дежурными фразами о важности образования. Девочка рассказывала мне, что хочет работать со спортсменами, но быть или менеджером, или бухгалтером: она много лет подряд ездила на разные соревнования и знает, как дорого обходятся поездки, как сложно бывает организовать выступления. Сколько раз мы с ней обсуждали эти проблемы на английском языке, а в выпускном классе писали эссе на тему «Моя будущая профессия».
«А наша почему поступила на психологию, мы ведь всю школу так и не могли понять, что ее интересует…» Я знаю, что девушку интересовал… дизайн ногтей. Я посоветовала ей посмотреть разные фильмы, обратить внимание на то, что работающие в салонах красоты специалисты – настоящие психологи. Кто знает, может быть, ей предстоит определить, почему женщинам постоянно хочется чего-то экзотического, и сказать свое новое слово!
«Мы думали, наш сын никогда не научится говорить по-английски, а он поступил в институт, прекрасно все сдал, но ведь он интересуется только автомобилями!» Да, знаю, мы с ним два года говорили и писали только про автомобили, на них и прошли всю английскую грамматику.
Каждого ребенка что-то интересует, главное – не пропустить, поддержать, развить интерес. Мне встречались дети, которых интересовали только животные, или только лошади, или только поваренные книги, или только химия, математика, стихи… Всего не перечислишь. Программа одна, а дети все разные. Пусть интересуются всем, что существует, лишь бы хотели стать полезными членами общества. Услышав очередного ребенка, чьи мечты не укладываются в привычные стандарты, я мысленно сверяю: да, есть такая профессия. Значит, есть что посоветовать, на что обратить внимание. Иногда дети даже не могут сформулировать, чем именно они хотели бы заниматься, ничего страшного в этом нет, успеют определиться. Беседуя на заданные темы, можно подтолкнуть к размышлению, заставить задуматься о жизни по-новому. Какова бы ни была мечта ребенка, нельзя над ней смеяться.
Подбежала взрослая девушка, обняла меня с налету: «Спасибо вам! Я только что сдала госэкзамен на отлично! Вы нас всех так хорошо научили в школе!» Я знаю, что она учится на математическом факультете, иностранный язык у нее не профилирующий. Хорошо, что мой предмет ей пригодился.
Встречая очередных родителей, которые радостно улыбаются мне и благодарят за то, что хорошо научила их ребенка, я отвечаю всем одинаково: «Поздравляю… рада за вас… ваш ребенок замечательный, способный… желаю счастья». Честно говоря, я не всех родителей вспоминаю, не знаю их имен, не всегда уверена, чьи это папа или мама. Но ведь это не важно. Главное, что люди счастливы, потому что их ребенок добился успеха. И приятно то, что они испытывают благодарность к учителю.
Новосибирск
Комментарии