Впервые мы столкнулись с Марией Ивановной (назовем ее так), когда она подошла ко мне и попросила обратить внимание на «слабого мальчика» из ее 9-го класса. Попутно она посетовала на то, что ей достался нелегкий класс, а вот ее коллеге – самый сильный, где все отличники и кандидаты на медаль. Я ответила привычно, мол, класс на класс и параллель на параллель не приходится, а учить надо всех. Женщина молодая, красивая, в семье у нее все благополучно, так что ничего плохого я от нее не ждала.
Если мой урок шел не первым, дети вбегали в класс, запыхавшись: всю перемену дописывали контрольную… списывали с доски домашнее задание… классная руководительница задержала, чтобы сделать объявление… С этим в школьной жизни сталкиваешься часто, я никогда не держу детей после звонка, но не пытаюсь бороться с теми учителями, кто так делает регулярно. По опыту знаю, толку не будет, а дети могут пострадать.
Настала зачетная неделя первого полугодия. Школьники заранее с волнением начали спрашивать меня, буду ли я весь класс вызывать на сдачу долгов. Нет, такого я не делаю, устраиваю дополнительные занятия для тех, кто проболел или получил плохую оценку по важной контрольной, остальным ставлю то, что наработано за полугодие. Мне кажется, если в течение двух четвертей ребенок получал «3» или «4», за одну неделю он на «5» не наработает. Ученики облегченно вздыхали, простодушно сообщая: классная руководительница сказала, что весь класс будет ходить к ней каждый день, сдавать долги.
При встрече я спросила коллегу, неужели нет ни одного сильного ученика, она пожаловалась на свое невезение: «Достались все тупицы с параллели». В конце года, зная, с кем имею дело, я посмотрела в журнал. Карандашом в графе «Оценка за год» стояли десять двоек, пятнадцать троек, ни одной пятерки. Значит, опять весь класс будет сидеть на зачетной неделе. В 10-х и в 11-х классах ситуация повторилась. Я пробовала осторожно (чтобы не навредить детям) поговорить с молодой женщиной. Объясняла простые истины, приводила в пример других учителей. Если все получили за контрольную двойки, педагог плохо дал тему. «Нет, просто они ленивые», – настаивала коллега. Какие принимаются меры? Отдала контрольные детям, чтобы переписали дома. То есть пусть родители потеют, делая работу учителя, объясняют тему, нанимают репетиторов. Спросила у знакомых родителей, те сказали, что давно махнули рукой и стараются справляться с тяжелой ситуацией сами.
Разговор с Марией Ивановной осенью, в начале учебного года, когда школьники перешли в выпускной класс, прозвучал для меня, как тревожный звонок. Одна девочка закончила предыдущий год с двумя четверками, то есть стала кандидатом на серебряную медаль. Глядя мимо моего лица, классная руководительница со вздохом сказала: «Прямо не знаю, как быть, я чувствую, что она не вытянет мой предмет на пятерку, придется поставить ей четыре, тогда медали не будет». А что было за прошлый год? «Отлично». Ситуация, увы, до боли знакомая. Я никогда не понимала людей, которые стараются «срезать» ребенка, занизить оценку, но достаточно часто с ними встречаюсь. Что побуждает их так поступать? Думаю, просто зависть, желание показать свою власть. Физик, математик или литератор заставляют ученика, который поступает туда, где данный предмет никогда не понадобится, сдавать реальные и выдуманные долги, тратить массу времени на бессмысленные задания. Тяжело, если такой горе-педагог оказался еще и классным руководителем. По счастью, большинство классных руководителей болеют за детей, стараются помочь каждому ребенку в классе.
Я привлекла к решению проблемы завуча, поговорила с ученицей, с родителями. Любой опытный педагог скажет: отличники, медалисты, победители олимпиад и конкурсов сами собой не рождаются. Их надо рассмотреть, поддержать и постоянно с ними работать. Поставить низкую оценку легко, научить так, чтобы оценка повысилась, сложно.
Новосибирск
Комментарии