search
main
0

Мысли вслух

Скоро 8 Марта, значит, все учительницы получат от школьников подарки. Когда я училась в школе, мы прилежно рисовали и вручали открытки к праздникам. Те времена канули в прошлое. Цветы, конфеты – я даже приблизительно не знаю, сколько раз мне приходилось сдавать деньги «на подарки учителям» в родительский комитет, сколько приходилось покупать различных подарков самой за двадцать лет учебы моих троих детей в школе. Ярко помнятся некоторые эпизоды. Когда одна из дочерей оканчивала школу, она спросила: «Мама, можешь купить одиннадцать небольших коробок конфет?» Одиннадцать! К счастью, девочка спросила об этом заранее, мы с отцом обсудили вопрос и решили, что само количество показывает: у ребенка все хорошо. Конечно, мы сдали деньги на выпускной вечер, в том числе на подарки учителям, а дочка сама вручила конфеты тем, кому хотела сказать отдельное «спасибо». Другая дочь попросила вместе с ней придумать «нечто особенное» всего лишь для одной учительницы не по ведущему предмету. Мы пошли в Ботанический сад и заказали необычный букет цветов. На вечере вручили коллективные подарки классному руководителю и всем учителям-предметникам.

Довелось и мне оказаться на несколько лет среди родителей, многих из которых я либо знала с детства, либо, став мамой, гуляла вместе с коляской. Отношения были неформальные. Слушая на родительском собрании, как решают, кому из педагогов что подарить, я спросила, как определяют, кому что, и почему знают, что мне, например, ничего дарить не надо. Думала, скажут, мол, мы тебя давно знаем, ты своя, одна из нас, у тебя дочь учится в этом классе. Ответ меня просто ошарашил – и раскрыл глаза на многие школьные секреты. Засмеявшись, мамы ответили: «Зачем тебе дарить? Ты и так учишь на «пять»! А вот такую-то мы постоянно пытаемся задобрить». Ларчик открывался просто. Чем хуже оценки, чем больше скандалов, тем дороже подарок от класса.

Самое удивительное в том, что обычно это идет от родителей, а не от педагога. Разговаривая с коллегами, видя, что и как происходит в школе, слыша комментарии, я убедилась в одном: никто из нас, учителей, не ждет никаких подарков. Мы надеемся на то, что родители придут на родительское собрание, будут следить за успеваемостью своего ребенка, за его здоровьем, поведением. Нам хочется, чтобы в каждой семье был взрослый единомышленник, который услышит нас и будет совместно с нами работать над решением любой проблемы. Сложности возникают только тогда, когда педагоги пытаются добиться одного, а в семье ребенок получает совсем другую установку. Никакими конфетами и даже «борзыми щенками» такой конфликт не устранишь.

А как же быть с 8 Марта? Спросите своего ребенка, загляните в свою душу, прикиньте свои собственные материальные возможности. Пусть девочки и мальчики хором скажут каждой женщине: «Поздравляем!» Пусть нарисуют открытку. Если у вас в классе есть традиция вручать коллективный подарок классной руководительнице, вручите. Бывает, что один из моих выпускных классов предлагает устроить чаепитие, мы вместе решаем, кто что принесет, в том числе я. На последнем уроке или после уроков остаемся в кабинете, пьем чай и по-английски обсуждаем тему «Праздники». Ребята советуются со мной, спрашивают, что оригинального подарить маме. Я предлагаю нетрадиционные решения: встань пораньше и приготовь завтрак; без напоминаний прибери у себя в комнате; сходи в магазин за продуктами; предложи родителям пойти вечером в кино, а ты посидишь с младшими детьми. Мне кажется, самое главное в том, чтобы любой такой порыв шел от сердца. Важно внимание. С праздником вас, дорогие женщины!

Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте