Не так давно по телевидению был показан удивительный сюжет на тему «Тому ли учат детей в школах?». Оказывается, в современной отечественной школе существует огромная проблема, а именно – наличие большого числа учебных пособий, имеющих гриф Министерства образования и науки «Рекомендовано» или «Разрешено» по всем предметам. Поэтому, утверждал комментатор, в одном классе на каждой парте одновременно могут лежать совершенно разные учебники. Я уж не говорю о параллели, где соответственно в двух-трех классах учебных пособий просто невероятное количество.
Понятно, что такой хаос создает большие неудобства для учителя, которому, как было сказано в телевизионном сюжете, приходится отыскивать совпадения и «индивидуально давать домашние задания».
Берем в руки Закон РФ «Об образовании», статья 55, п. 4: «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников». Педагогические работники, а не родители и не ученики.
Заканчивая учебный год, учителя-предметники зачастую вместе с представителями администрации учебного заведения сообщают на родительских собраниях, какие именно учебные пособия нужно закупить к новому учебному году. Если учебник дорогой, обсуждаются варианты, при желании всегда можно найти компромисс. Например, одна параллель закупила рекомендованный учебно-методический комплекс, а следующая параллель заколебалась. Учительница встретилась с родительским комитетом и предложила купить нужные книжки у тех, кому они были больше не нужны, за полцены. Родители небольшого количества новичков обычно узнают заранее, что именно нужно ребенку в новой для него школе. Часто резервные экземпляры есть в школьной библиотеке или же учитель помогает их найти. Переводя ученика в другой класс или в другую школу, родители приходят к классному руководителю, который также сообщает им множество полезных сведений. Если семья побогаче желает купить своему чаду учебник подороже, покрасивее, да еще и нанять репетитора в дополнение к учителю-предметнику, никто ей не мешает. Но в классе условия определяет педагог.
Глядя на экран, я задумалась о том, что за последние десять лет мне пришлось поработать с самыми разными учебно-методическими комплектами по английскому языку. В зависимости от возможностей школы и родителей после длительных обсуждений и консультаций обучение на различных параллелях велось по отечественным и британским пособиям, старые учебники заменялись новыми. Кроме того, я более десяти лет занимаюсь пилотированием новых учебных пособий, этот процесс также требует обсуждения и согласования с администрацией школы, с родителями. У нас ни разу не возникало сложностей и разногласий. Вся параллель занимается по одинаковым учебным пособиям. Приходя в класс заменять заболевшую коллегу, я знаю, какой раздел мы проходим, что было задано на дом. По единому плану даются самостоятельные, проверочные и контрольные работы. Составлены и утверждены на заседании кафедры единые экзаменационные требования.
Похоже, показанная по телевидению проблема существует не из-за того, что в стране выпускается много учебников, а из-за того, что местами не хватает умения организовать учебный процесс.
Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130, Новосибирск
Комментарии