search
main
0

Мысли вслух

9 Мая – святой день для каждого россиянина. Когда мы были детьми, нам обязательно рассказывали в школе о войне, о героях и ветеранах. На дверях многих квартир в Академгородке были прикреплены звезды, означающие, что здесь живет участник войны. Мы приглашали бывших воинов в гости на школьные мероприятия, группами ходили по домам, помогали как умели. Все население района выходило смотреть парад, мы слушали речи руководителей города, вручали ветеранам цветы, залезали в танки и бронетранспортеры. А в студенческие годы, когда я училась в МГУ, мы непременно ходили 9 Мая возлагать цветы к Вечному огню в Александровском саду.

Сегодня участников Великой Отечественной войны осталось совсем немного, ведь после окончания войны и подписания мирного договора прошло более шестидесяти лет. Как продолжить традицию, на чем основывать патриотическое воспитание юного поколения? В школьных программах Вторая мировая война постепенно превращается в параграф учебника, живых свидетелей почти нет. Но по-прежнему в каждой российской семье жива память о тех событиях, потому что, наверное, нет на Руси такой семьи, которой бы не коснулась эта страшная война. Пусть отодвигаются в прошлое громадные битвы, в которых погибли миллионы наших соотечественников. Пусть рассказы дедушки становятся семейными преданиями о прапрадедушке. Наша собственная история никуда не ушла. Мы – педагоги. Давайте на один день забудем о своем предмете, разберем семейные архивы, вспомним, какую живую память мы можем принести на урок.

Моя мама однажды взволнованно позвонила мне, попросила пойти с ней на неожиданную встречу. Дело в том, что она училась в школе во время Великой Отечественной войны, все мальчики в классе были на два-три года старше ее. У нас в семье хранится старая пожелтевшая фотография, снятая в 1944 году: две девочки и шесть парней, выпускной класс. Все парни ушли на фронт со школьной скамьи – и ни один не вернулся… А бывшая девочка нашла соклассницу спустя много лет. «Узнает ли она меня? Узнаю ли я ее?» – волновалась мама. Пожилая женщина, ожидавшая нас у входа в кафе, сразу узнала… меня, увидела во мне ту юную девушку, какой была ее подруга. Они бросились друг к другу, зарыдали, я помогла им сесть. Немного успокоившись, они обе достали из сумочек ту самую старую школьную фотографию, с которой я выросла. Стали перебирать имена, делиться воспоминаниями, смеяться сквозь слезы. Слушая их, я думала то же самое, что думаю сейчас. У них было нормальное детство, отрочество, они так же влюблялись, ссорились и мирились, радовались успехам и расстраивались от неудач, как мы, как наши дети. «А ты помнишь, как мы с тобой довели физика, а наши мальчишки нас прикрыли? Помнишь, как Ваня решил ту контрольную по геометрии и дал нам всем списать, а потом оказалось, что было два варианта? А как нам Евгения Дмитриевна замечательно давала историю!» И конечно, бывшие девочки помнили, как провожали своих мальчиков на фронт. Никому из тех ребят не суждено было стать взрослым. Линия памяти прервалась в 1945 году. Встреча выпускников превратилась в вечер воспоминаний двух женщин.

Эту семейную историю знают мои дети, иногда я рассказываю о ней своим ученикам, если выясняется, что в их семьях нет таких случаев либо нет традиции вспоминать давние события. История своей страны, родного края не должна превращаться в сухой раздел учебника.

Нина КОПТЮГ, учитель английского языка, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте