search
main
0

Мысли вслух

В коридоре, в учительской, в любом кабинете постоянно вижу одну и ту же картину: стоят или сидят кружком классные руководители девятых и одиннадцатых классов, что-то обсуждают, обмениваются мнениями, быстро записывают предложения, на бегу договариваются о следующей встрече. Напряженный сезон начинается у них в сентябре и не прекращается весь учебный год. Чем ближе экзамены и выпуск, тем чаще подобные встречи.

Я провела неофициальный опрос среди классных руководителей разных школ. Что для них оказывается наиболее сложным в год выпуска, выдачи свидетельств и аттестатов? В обязанности классного руководителя входит ведение документации, они составляют план работы с классом, заполняют классные журналы, делают записи в личных делах. В девятых и одиннадцатых классах к этому добавляется подготовка итоговых документов, а также выпускной вечер.

Нет, бумажная работа не является наибольшей заботой, невзирая на ее огромный объем. «У нас никогда не бывает отказов со стороны коллег. Собираемся вместе, все предметники, все учителя параллели, и пишем свидетельства, аттестаты, грамоты, все перепроверяем, чтобы каждый ученик уходил из школы, зная: документы в порядке». Не пугают двоечники, в течение года все проблемы решаемы. Если нужно, классный руководитель поговорит с каждым предметником, выяснит, какие есть претензии, поможет организовать дополнительные занятия, проведет беседу с учеником. Не остаются без внимания участники олимпиад и конкурсов, с ними все в порядке, но они пропускают большое количество занятий, тоже нужна помощь в организации индивидуального графика работы. В одиннадцатом классе нужно следить за кандидатом на медаль, докладывать о нем на педсоветах, поддерживать ребенка в его стремлении к успеху.

Регулярно проводятся родительские собрания. «Если приходят десять человек из двадцати пяти, это еще хорошо». Можно распределить между ребятами, кто позвонит отсутствующим, передаст им новости. Согласно выраженным пожеланиям родителей и учеников удается обсудить предстоящий выпускной вечер, совместно решить, где и как его будут проводить. Стоит сразу записать, кто из родителей может помочь в организации мероприятия, какую часть работы они берут на себя. Кто обеспечит еду, напитки, цветы, кто подготовит концерт, будет дежурить на письменных экзаменах и весь вечер, который часто продолжается до утра.

А где же в течение учебного года находятся остальные родители, которые ни разу не появились на родительских собраниях? Трудно себе представить, но даже в июне взрослые люди пожимают плечами: «А мы не думали, что нужно помогать… сдавать деньги на вечер… дежурить на экзаменах… нам никто не сказал…» Ежегодно я интересуюсь: «Вы ходили на родительские собрания?» В ответ – молчание. Выпуская своих детей, я делала множество фотографий, одноклассники просили размножить для них понравившиеся снимки, я спокойно отвечала: «Давайте соберем деньги». Это всегда вызывало удивление у части класса. Дети – зеркало родителей. Если на выпускной вечер приходят взрослые, которые ни разу не появлялись в школе во время учебного года, не принимали участие в многочисленных заботах по организации выпуска их собственных детей в жизнь, чего ждать от подростков? Столкнувшись с этим в первый раз, я удивилась. Неужели кому-то не понятно, что на угощение нужны деньги? Что сами собой альбомы не заполнятся фотографиями, а столы не накроют скатерти-самобранки. Потом привыкла, делаю все сама. И при каждом удобном случае говорю ученикам: учеба – ваша ответственность. Встречаясь со знакомыми родителями, чьи дети оканчивают школу, спрашиваю, часто ли они бывают на родительских собраниях, проверяют ли журналы успеваемости, как помогают классному руководителю.

Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте