«Ну за что им прибавили тысячу рублей к зарплате? Подумаешь, родительские собрания проводят!» – громко сказала чья-то мама, выходя из школы. Я ответила, опираясь на последний пример из жизни. По инструкции классный руководитель присутствует на всех мероприятиях, проводимых в школе, если в них участвует его класс. Традиции бывают разные. У нас в школе, например, в начале апреля проходит школьный фестиваль. Осенью каждый класс выбирает страну, которую будет представлять. Идет распределение ролей, так, чтобы все ученики были задействованы. На родительском собрании выясняют, кто может и хочет помочь. Пишут сценарий, учат сценки и песни, часто на иностранном языке. Рисуют декорации, шьют или берут напрокат костюмы. Составляют график репетиций, сначала по классам, потом в актовом зале. Сверяют все события с учебным процессом, чтобы репетиция накануне вечером не совпала с завтрашней контрольной работой. Если нужно, встречаются в выходные дни, в каникулы. Конечно, организуется жюри, которое трудится ежедневно, выделяет победителей по параллелям.
В этом году фестиваль открылся в субботу, представления шли и в воскресенье, ежедневно по графику после занятий выступали все участвующие классы (обычно кроме первого и одиннадцатого классов), в следующую субботу прошли торжественное закрытие праздника и гала-концерт. Фестиваль известен в Академгородке давно, актовый зал школы всегда забит желающими посмотреть красочный концерт, бывает, что победителей приглашают выступить еще раз в Доме ученых.
Теперь можно суммировать, в каких ролях выступает в течение длительного времени классный руководитель:
организатор,
сценарист,
режиссер,
художественный редактор,
музыкальный редактор,
психолог.
Многие педагоги признаются, что во время подготовки к фестивалю буквально ночуют в школе. Помню, когда одна из моих дочерей училась в четвертом классе, дети выбрали для своего весеннего спектакля Японию. Мы вместе писали сценарий, естественно, о прекрасной принцессе, злом волшебнике и смелом воине. Одна из мам научила детей петь японскую песню. Сколько же мы репетировали! И сейчас, встречая японцев, я могу огорошить их, исполнив «Хару гакита». Мальчиков тренер обучал элементам восточных боевых искусств. Обзвонив знакомых, мы набрали достаточное количество кимоно. Сшили мальчишкам костюмы. Сделали девочкам экзотические японские прически с длинными декоративными шпильками. Вместе с детьми смастерили веточки цветущей сакуры – японской вишни. В день выступления несколько мам, волнуясь, осторожно наложили на детские лица грим, изменив всем разрез глаз. Зал аплодировал нам так же долго, как и всем остальным выступавшим.
В течение всего этого времени с классных руководителей никто не снимает их обычные обязанности. Они по-прежнему ежедневно готовятся к урокам по своему предмету, заполняют классные журналы, проводят родительские собрания, приходят с классом на школьную дискотеку, дежурят по школе, выступают на педсоветах, помогают организовать дополнительные занятия для отстающих и больных, следят за участием своих учеников в олимпиадах, конференциях, конкурсах, спортивных соревнованиях.
Заглядываю вечером в кабинет, вижу, классная руководительница беседует с кем-то из родителей, а в уголке, положив голову на парту, спит ее сын-второклассник. Скоро мама освободится, и они пойдут домой.
Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130, Новосибирск
Комментарии