До сих пор помню наш поход с восьмилетним сыном в Крымские горы. Мы приблизились к гряде, над которой висело будто гигантскими шпагами пронзенное солнечными лучами облако, и сын сказал мне: «Папа, давай поднимемся выше облаков». Трудный и утомительный это был подъем. Однако когда мы через пару часов все-таки преодолели крутой склон и вышли на яйлу, то оказались действительно выше облаков. Сын подошел к скале, глянул вниз и сказал: «У меня от страха, восторга и удивления аж кончики пальцев занемели». Мы еще долго шагали вместе по жизни. И оба часто вспоминали тот поход. Теперь сын уверенно прокладывает свою тропу, самостоятельно карабкается по крутым склонам к своей вершине…
В странствиях по разным краям и странам, меняя привычки и вкусы, развенчивая былые убеждения и свыкаясь с новыми, я однажды задумался о природе убеждений человека, его принципов, взглядов, верований. Что это – характер, свойство памяти, состояние души, мысленный посыл, сознательный выбор поведения? Что нас убеждает? Как пытаемся переубедить других? Вот именно, как?
Я недаром вспомнил тот поход с сыном в Крымские горы. Самая, пожалуй, лучшая школа убеждения ребенка – это пример родителей. Ко взрослым это тоже применимо. Собственный пример, поведение в той или иной ситуации – пожалуй, один из самых действенных способов убеждения. Ты можешь быть не согласен с принципами другого, у вас разные взгляды на происходящее, но если видишь, как он ведет себя в экстремальной ситуации, какую позитивную активность проявляет по отношению к другим людям, как не гордится, не злится, не лицемерит, не… в общем, ведет себя достойно, честно и умело, то невольно проникаешься уважением к нему. Это в свою очередь подсознательно формирует и твою позицию, а иногда его убеждения могут даже стать твоими. Пионер – всем ребятам пример. Из прошлого (уже далекого) я это прочно запомнил. И усвоил. Не обязательно это было связано с красным галстуком и портретом вождя на значке. Еще был «Пионер» Фенимора Купера. Пионер – это тот, кто впереди, кто первый. При этом (главное!) подающий пример. Именно он, пример первого, ведущего, часто ярко и наглядно убеждает, что нужно уверенно идти за ним, верить ему. Ребенок копирует своих родителей, ученик берет пример с учителя, солдата убеждает поведение на поле боя его командира, спортсмен повторяет за тренером упражнения.
Один из самых действенных способов убеждения – опыт человека. Так часто и говорят: «Испытай на своем опыте». Соответственно, на нем, на своем опыте, и убедись, как надо поступать. Помню, как в студенческой юности я, поссорившись с родителями (показал характер!), решил уйти из дому. Мать зарыдала, принялась увещевать меня. А отец просто и серьезно сказал: «Уходи». И я ушел, пожил некоторое время у однокашников в общежитии, потом на квартире, которую снимал друг. Вкусив достаточно свободы, вернулся домой. Уже с приобретенным опытом самостоятельной жизни. И только он, этот опыт, убедил меня, как желанна и сладостна, но одновременно сложна и ответственна порой эта самостоятельность. До сих пор благодарен за этот урок отцу. Ну и маме, само собой. За заботу и терпение. В дальнейшем опыт приобретался (а вместе с ним и формировались убеждения) в странствиях по белу свету. Опытным путем – это обычная дорога, обычный путь странствующего человека. Дорожная ситуация часто не оставляет тебе выбора, буквально заставляет тебя преодолевать препятствия. Быстро и решительно. Так приобретается опыт. И обретаются уверенность и убеждение, что если ты смог это сделать в экстремальной походной ситуации, то сможешь и в жизни. Ребенок, который с помощью родителей и педагогов на своем опыте познает азы жизни, уверенно прошагает по ее дорогам.
Убеждения зиждятся на доверии. Оказав человеку помощь, даже небольшую, но бескорыстную услугу, облагодетельствовав его, наделив добром, ты как бы заставляешь (ох, не нравится это слово, но другого не придумывается, тем более что на самом деле именно так и бывает) его довериться тебе, терпеливо выслушать его, повнимательнее и вдумчивее отнестись к его аргументам и в конце концов поверить (хотя бы из вежливости!) в то, в чем он пытается тебя убедить. И если такая ситуация повторяется часто, изо дня в день, из года в год, то вот и готово ваше… убеждение. Повторение, как известно, – мать учения. В том числе и убеждения. Бывает, правда, и заблуждения (тяжелый случай).
Для того чтобы убедить человека, нужно сначала согласиться (хотя бы сделать вид, что согласны) с его точкой зрения. Тем самым вызовете его доверие. А это уже основа для того, чтобы указать на его ошибки и даже убедить в неправоте. Этот метод убеждения был разработан математиком и философом Паскалем. А Сократ придумал способ ведения беседы таким образом, чтобы посредством уточняющих вопросов заставить оппонента засомневаться в своих аргументах, задуматься об альтернативных вариантах. Не всегда это действует. Очень часто возникает ситуация, когда ты ему про Фому, а он тебе про Ерему. Но попробовать стоит. «Поставь себя на его место» – что ж, это тоже один из убедительных способов изменить мнение человека, по крайней мере, заставить его засомневаться в том, в чем он убежден. Возможно, это существенно не повлияет на принципы и убеждения, однако, поставив человека на место другого, который попал в беду, удастся вызвать сочувствие к нему, даже желание помочь, поучаствовать в решении проблемы. Можно попытаться для убедительности своих аргументов привлечь третьего человека. Он может стать даже так называемым третейским судьей. В его роли, скажем, выступит отец, если мать не в силах в чем-то убедить ребенка, или мудрый дедушка – глава рода, признанный авторитет, почитаемый всеми членами семьи.
Мысль мысли рознь. Их десятки, сотни, тысячи в голове у человека. Но у каждой свои место, время и черед. И нередко, когда человек высказывает ту или иную мысль, а мы изо всех сил стараемся его переубедить, заставить изменить ход и маршрут его мысли, а то и вовсе ее заменить на другую, иногда противоположную, терпим фиаско. И чем больше усердствуем в искусстве убеждения (переубеждения!), чем тщательнее подбираем, как нам кажется, веские аргументы, тем все больше теряемся, разочаровываемся в положительном результате, видя невозможность донести до человека свою правоту. В чем дело? Отбросим случаи, когда имеешь дело с гордецом, глупцом, откровенным упрямцем, тупо цепляющимся за свои, а на самом деле чужие взгляды и принципы. «Горбатого могила исправит», – говорят в таких случаях. Возможно. Только вряд ли это относится к убеждениям, которые бывает поздно исправлять.
Во время путешествия я встречаюсь с разными людьми. Мы говорим на разных языках. Мы не понимаем слов, которые изрекаем, но прекрасно понимаем чувства, которые выражают эти слова. Соответственно и ведем себя, ничего не требуя друг от друга, не завидуя, не гневаясь, не споря и не обижаясь. Главное, осознавая, что между нами происходит обмен не мыслями, а чувствами. К сожалению, так не получается с соплеменниками. В их среде порой даже голованям (украинское народное определение мудрого человека) не под силу совладать с такими чувствами, как зависть, обида, месть, ревность, соответственно, и с мыслями, вызванными этими чувствами. Психологи утверждают, что именно они наиболее разрушительны для организма. Так вот, нередко человек, излагая какую-нибудь мысль, на самом деле как бы проявляет свою эмоцию, пытается «высказать» свое прежде всего чувственное отношение к происходящему. «Мысли – это крылья души», – утверждал французский поэт и философ Пьер Буаст. В том числе и боль, и стон, и страх, и смятение, и тревога. В этом случае часто бесполезно убеждать человека, исходя исключительно только из логики его словесных излияний. Нужно просто на эмоцию ответить своей эмоцией – утешить, пожалеть, в конце концов даже отругать, нередко же просто выслушать и… промолчать. Часто это самый действенный способ убеждения.
Несколько по-другому обстоит дело в споре, во время жаркой дискуссии, выяснения отношений, политических дебатов. Тут своя методика убеждения. И соответствующие «спорные» приемы. Правда, часто эта методика и приемы не имеют ничего общего с «добросовестным» желанием убедить человека в его заблуждениях, неправоте, направить на путь истинный. Важно превосходство над противником, победа над ним, часто игра на зрителя. Кстати, нередко речь о том, чтобы убедить его, привлечь на свою сторону, даже сделать соратником. Тут кто напористее, громче, нахальнее, тот и одерживает победу. А она в глазах зрителей и есть убедительная правота.
Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора
Комментарии