search
main
0

Мысль превратить в действие. Цивилизация вступила в информационный век

Об информатизации образования, внедрении новых интернет-технологий много пишут и много говорят. Но как от слов перейти к делу, с чего начать – вот вопрос. «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – считал Гете.

Некоторые полагают, что достаточно приобрести компьютеры, объединить их в сеть и подключить к интернету – и проблема информатизации образования осуществлена. Однако компьютер – это только инструмент для работы, поэтому прежде всего надо говорить о создании информационного образовательного пространства.

Информатизация образования – процесс обеспечения теорией и практикой разработки новых ИТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Внедрение ИКТ в школы – одно из приоритетных направлений модернизации в стране.

Разностороннее использование новых информационных технологий, неплохая база по этому направлению и, конечно же, достаточно высокий уровень профессиональной компетентности наших учителей – все это позволило школе в этом учебном году получить статус городской экспериментальной площадки по внедрению НИТ.

Одно из важных условий информатизации – вовлечение всех участников образовательного процесса: учителей и администрации, детей и их родителей. Поэтому, планируя работу экспериментальной площадки, мы старались это учитывать.

Каждый учитель, как нам кажется, должен сам решить, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы ИТ в учебном процессе. Но прежде всего педагог обязан владеть основами компьютерной грамоты, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать. ИКТ-компетентность педагогов росла не только за счет организации курсовой подготовки на базе РИРО, но и в результате участия в конкурсах, семинарах-практикумах, конференциях городского и областного уровня. Кроме того, в ноябре был проведен методический совет на тему «Применение информационных технологий в работе педагога», на котором были изучены следующие вопросы:

ИТ как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся (психолог В.Кураксина).

Интернет в помощь учителю (О.Дмитриченко).

Об основных ошибках при создании презентации в среде Power Point (О.Дмитриченко).

Психолого-педагогические основы применения ИТ (психолог).

Для изучения затруднений в работе педагога проводилось анкетирование (Карта «Затруднения педагогов»). Так, педагоги хотели бы получить помощь по следующим видам деятельности:

использование ресурсов интернета в педагогической деятельности;

создание презентаций;

использование ИТ для организации мониторинга знаний.

В нашей школе учителя активно применяют компьютерные технологии в учебном процессе. Ими разработаны уроки, в которых используются различные возможности компьютера.

Сегодня, на наш взгляд, существует необходимость интенсивного внедрения информационных образовательных технологий в процесс обучения в начальной школе. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Учебный процесс в начальной школе практически никак не обеспечен наглядными электронными пособиями, соответствующими современному уровню развития НИТ. Значит, надо разрабатывать и внедрять такие пособия, которые соответствовали бы духу времени. В этом учебном году учитель 1-го «Б» класса С.Асотова провела внеклассное мероприятие с использованием ИТ.

Большинство учителей практически всех предметов базового учебного плана применяют в нашей школе информационные технологии систематически и успешно. Применение ИКТ недостаточно разнообразно: как правило, это использование презентаций, выполненных в среде Power Point; с электронными учебниками работает лишь В.Савин. На уроках физики компьютер используется в качестве лабораторного стенда.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ИТ, во многом отличаются от целей и задач других предметников. Это, конечно, в первую очередь работа с текстом, с художественным текстом, с книгой. Поэтому перед словесником всегда встает вопрос о целесообразности этого на своих занятиях, о том, в какой степени компьютер сможет заменить учителя и на каком этапе урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на него. Педагоги применяли на уроках ИТ для решения специальных практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Каждая из форм этой работы определяется спецификой предмета и личностью учителя, но для всех проведенных уроков характерной особенностью являлось разумное использование ИТ, их интеграционный характер, соблюдение принципа педагогической целесообразности в применении ИКТ.

Критерий полезности ИТ можно сформулировать так: та или иная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, которые без нее невозможны.

Интересны уроки, на которых дети самостоятельно ищут, отбирают материал по заданию учителя. На этих уроках используются ресурсы интернета, школьной медиатеки. Учащиеся на практике реализуют исследовательский метод работы с дополнительными источниками. Итоговой работой является создание компьютерного урока (в Power Point) и представление его. При создании слайдов учащемуся необходимо структурировать материал, построить логическую схему – таким образом реализуется аналитический метод работы с источниками информации. Новые формы работы вызывают у детей огромный интерес. Важным является и то, что компьютер используется учащимися как инструмент для работы с информацией (Фестиваль презентаций).

Использование ИКТ во внеурочной деятельности повышало компетентность участников образовательного процесса в применении мультимедиа- и интернет-технологий, позволяло становиться не только участниками, но и организаторами телекоммуникационных проектов и конкурсов.

Учителю нужно овладеть такими информационными ресурсами, как мультимедийные программы. Учащиеся уже используют и интернет-пространство, и мультимедийные программы, опережая учителей. Педагог – проводник в освоении информационного гиперпространства. Для решения поставленной задачи требуются две составляющие: аппаратное и программное обеспечение. Наша школа обладает необходимыми материальными ресурсами: компьютерный класс, выделенный канал интернет, локальная сеть.

Однако одной техники мало, необходимо создать информационное образовательное пространство, то есть иметь доступ к информации в электронном виде.

Мы начали с создания медиатеки. На этом этапе встречается много проблем: нет единого образовательного фонда лазерных дисков (СD), где можно было бы ознакомиться с имеющимися в продаже дисками, получить краткую аннотацию о продукте, просмотреть заинтересовавший материал, получить консультации по его использованию и методическую поддержку. Фирмы, производящие образовательные ресурсы, работают в режиме конкуренции, в изоляции от образовательных учреждений и органов управления образованием. Поэтому, даже приобретая понравившийся диск, вы не имеете гарантии, что сможете его использовать так, как вам бы хотелось. Нередко материал на диске не соответствует базовому стандарту образования, предъявляемым требованиям к знаниям учащихся, а просмотреть диск в магазине не дают. Есть и технические проблемы, возникающие при работе с компакт-дисками.

Цивилизация вступила в информационный век. ИТ все более влияют на жизнь людей. Интерес детей и молодежи к компьютерам важно направить в русло отечественных духовных и историко-культурных традиций. Обеспечить позитивное воспитательное воздействие на детей ИТ. Так, в этом учебном году группа учащихся 8-го «В» класса приняла участие в открытом конкурсе информационных технологий «Моя православная Родина», целью которого было привлечение внимания детей и молодежи к родным православным святыням и историко-культурному наследию.

Кроме того, команда учащихся (Т.Смирнова, М.Федорова, Е.Сивцов) принимала активное участие в VII городском (открытом) фестивале компьютерных знаний «Компьютерный ас». Ребята не только вышли в финал, но и завоевали первое и второе места в конкурсе презентаций.

Традиционным становится участие в конкурсе программирования («Содружество»). В этом году на суд жюри была представлена программа «Сто к одному», которая представляет собой компьютерное обеспечение известной командной игры.

Направления информатизации образовательного процесса

Учебное: использование компьютера для изучения различных предметов, предмет ИТ и элективные курсы по информатике, участие в конкурсах и фестивалях компьютерных знаний.

Педагогическое: использование компьютера и средств ИТ в образовательном процессе для большей наглядности при изложении учебного материала, для тренажа и контроля знаний.

В перспективе – введение единой базы данных по классам, предметам, ученикам; использование и пополнение электронных учебников, учебных материалов и методических пособий по школьным дисциплинам; электронные портфолио учащихся; использование ИТ при сдаче переводных экзаменов.

Демонстрация модели использования информационных технологий

Экспериментальная база – средняя школа №1

Цель:

Демонстрация модели конструктивного использования ИКТ в образовательном процессе.

Задачи:

1. Обеспечить педагогам школы необходимый уровень подготовки для использования ИКТ в своей работе.

2. Создать условия для педагогов по конструктивному использованию ИКТ в собственной профессиональной деятельности и образовательном пространстве школы.

Предполагаемые результаты:

1. Теоретическая и практическая подготовленность педагогов к использованию ИКТ в собственной педагогической деятельности и образовательном процессе.

2. Активизация процесса профессионального саморазвития педагогов.

3.Создание школьного образовательного центра ИКТ.

Анализ ситуации

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Внедрение ИКТ в практику школьного образования – одно из приоритетных направлений модернизации образования в стране. Необходимость обучения способам деятельности в информационном пространстве, формирования умений работать с информацией сегодня очевидна.

В нашей школе для работы опорной городской площадки по данной теме имеется достаточно неплохая база. В 2005-2006 учебном году создан компьютерный класс (20 компьютеров), работает пять принтеров, сканер, есть оборудование для подключения интернета и электронной почты, набор разнообразного программного обеспечения, электронные учебные издания на CD-ROM по различным предметам, пятый год успешно функционирует кабинет информационных технологий.

В феврале 2003 года была разработана Программа подготовки педагогических кадров к использованию ИКТ в образовательном пространстве, которая состоит из трех этапов: освоение (2003 год), применение (2004-2005 год), конструктивное использование (2006-2007 год).

Последний этап предполагает реализацию задачи по конструктивному использованию ИКТ в профессиональной деятельности педагогов и образовательном пространстве школы. Термин «конструктивное использование» означает не просто применение, а скорее творческое видоизменение, пересоздание, более широкое, разнообразное применение компьютерных технологий не только на уроках. На данном этапе планируется создание «Образовательного центра ИКТ» в школе, который обеспечит активную творческую, конструктивную деятельность педагогов.

В рамках деятельности «Образовательного центра ИКТ» предполагается:

1. Создание школьной методической «копилки» передового опыта ИКТ для учителей в электронном виде (презентации, папки и др.).

2. Организация дополнительных образовательных услуг в области ИКТ.

3. Разработка интегрированных учебных курсов с использованием ИКТ.

4. Ежегодное проведение «Дня открытых дверей» по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы.

5. Участие в образовательных и педагогических проектах, конкурсах в области ИКТ.

6. Сетевое взаимодействие с другими учреждениями в области развития ИКТ в образовательном пространстве школы.

Ирина Сивцова, заместитель директора средней школы №1, Скопин, Рязанская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте