Период раннего детства – пора самых невероятных открытий в жизни малыша. Каждый день маленький исследователь совершает все новые и новые подвиги. За этот короткий период дети овладевают невероятным количеством знаний, умений и навыков. А сколько всего было сделано впервые!
Впервые ребенок обращает внимание на то, что из влажного песочка получается куличик, а из сухого – горка, что деревья растут из земли, а на их ветках есть листья и желуди, что если вылить из леечки воду, то образуется лужица, которая быстро исчезает. Как важно, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало потребностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а главное, приобретать собственный неповторимый опыт. Пока что маленькими, но уверенными шажками.Современные молодые мамы, как никогда, компетентны в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. К моменту рождения малыша они уже имеют элементарные представления об уходе за ним, об основных закономерностях развития моторики, психических функций и речи. Каждый родитель ищет для своего ребенка только самое лучшее, однако часто в погоне за интерактивными игрушками из поля зрения мам исчезают интереснейшие игровые средства. Но не из поля зрения их детей. Зачастую оказывается, что игрушки интересуют ребенка гораздо меньше, чем реальные вещи! Малыши могут бесконечно перекладывать пуговицы, катать клубочки шерстяных ниток, открывать и закрывать банки, коробочки и шкатулки. Малыша нельзя лишать радости освоения пространства и накопления нового сенсорного, чувственного опыта, поэтому мы призываем мам и пап включать в развивающие игры с малышами самые разнообразные предметы. Я, например, отметила особый интерес детей к играм с воздушными шарами и мыльными пузырями. Они не просто завораживают малыша и приносят радость и веселье, они еще и несут в себе неоспоримый развивающий потенциал.Воздушные шары невероятно привлекают малышей. Им нравится трогать их руками, держать в ладошках, подкидывать, обнимать, немного придавливая к себе, рассматривать, что у них внутри. Если шарик прикреплен к палочке, дети любят бегать с ним, трясти и крутить.При игре в мяч ребенок учится преимущественно катить и толкать его, играя же с легким воздушным шаром, малыш легко обучается подбрасывать его вверх, кидать и тут же ловить. Можно организовать также мини-теннис с надувными шариками. Малыши обожают смотреть, как движется воздушный шарик, если ударить по нему рукой или чем-нибудь еще. Сначала запускаем воздушный шарик под потолок, а потом по очереди ударяем по нему, не давая опуститься на пол. Затем можно сделать «ворота», просто привязав к двум стульям веревку, – получится нечто подобное сетке. Встаньте по разные стороны так, чтобы шарик, когда вы ударяете по нему, перелетал через сетку. Затем поочередно с малышом ударяем по шарику, посылая его вперед и перекидывая через сетку.Игра «Наденем платочек» поможет развить дифференцированные движения пальцев и тонкую моторику рук. Для игры пригодятся воздушный шар и платок из тонкого легкого материала. Ребенку предлагается попробовать надеть платочек на шарик, а потом вместе с мамой завязать края платочка. Такие игры требуют от ребенка хорошей координации движений и умения управлять своим телом. Также они развивают и общую моторику, пространственное представление, координацию, которые в свою очередь очень важны для развития мышления и речи малыша.Для этих же целей дома можно организовать игру «Дотронься». Повесить над кроваткой небольшой воздушный шарик. Малыш будет дотягиваться до него, ударять по нему и наблюдать, как он раскачивается. Благодаря упражнению ребенок учится концентрировать внимание. Игры с воздушными шарами позволяют организовывать самые разнообразные развивающие упражнения для малышей. С их помощью можно изучать основные цвета, форму, величину.Игры-занятия по изобразительной деятельности для малышей также могут проводиться с использованием воздушных шаров. Давно замечено, что дети проявляют искренний интерес к художественно-продуктивной деятельности с самых ранних этапов развития. За время работы с детьми раннего возраста в Центре игровой поддержки я не отметила ни одного ребенка, который бы не любил рисовать, клеить или лепить. Конечно, все дети имеют индивидуальные психологические и физиологические различия, и у каждого ребенка свой уровень сформированности психомоторных навыков, однако есть достаточно стойкий интерес у разных детей по отношению к изобразительной деятельности или отдельным ее приемам.Игровой сеанс по изобразительной деятельности непременно должен проводиться в игровой форме. Малыши любят, когда к ним в гости приходит какой-нибудь интересный персонаж, для которого им предлагается сделать красивую поделку. Таким персонажем может быть Капитошка, Колобок, капелька, облачко, солнышко, золотое яйцо, груша или яблоко. И красивый, яркий воздушный шарик очень хорошо подходит для такой роли.Другим, не менее занимательным игровым средством могут быть мыльные пузыри. Эта игра увлекает практически всех детей, независимо от возраста. Известно, что эта забава увлекала детей еще с давних времен. Например, во время раскопок города Помпеи археологи нашли фрески, на которых были изображены дети с мыльными пузырями. И сегодня эта простая игрушка не менее популярна, хотя детям раннего возраста не так часто удается с ними повозиться.Малыши с удовольствием наблюдают за процессом появления мыльного пузыря, его радужно переливающимися цветами, траекторией полета и тем, как он вдруг исчезает. Такие игры носят не только развлекательный характер, они также способствуют развитию нейронных связей в растущем головном мозге ребенка. Мыльные пузыри летают по воздуху, развивая функцию слежения за движущимся объектом. А летит он неторопливо, и малыш успевает рассмотреть мыльный пузырь, переводить вслед за ним взгляд, не теряя его из виду. Ближе к году мелкая и крупная моторика ребенка развивается настолько, что он способен хлопать по пузырям ладошкой, пробежать за ними.Кроме зрения развивается температурная и тактильная чувствительность, когда мокрый пузырь приземляется на открытые участки тела и лопается там. Мыльные пузыри – это еще и мощнейший стимул эмоционального развития, без которого никогда не будет сформирована полноценная коммуникация.Если малыш уже умеет дуть, то стоит попробовать пройти вместе с ним такие этапы: дутье в стакан с раствором для мыльных пузырей через коктейльную соломинку; сдувание получившейся после первого упражнения пены; само выдувание мыльных пузырей (вначале через трубочку или половинку разобранной шариковой ручки, а потом при помощи специальной «пузырной» палочки с окошком); поддувание получившихся пузырей, чтобы удержать их в воздухе и изменить траекторию их движения. Все эти упражнения в итоге формируют основу для правильного речевого дыхания.Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями вызывают у ребят искренний восторг, инициативность в играх и исследовательские действия. Однако они требуют определенной подготовки и подходят не для всех малышей.Информация к сведениюРекомендации по правилам безопасности игр- Воздушные шары обязательно должны быть проверены по качественным характеристикам, внимательный родитель или специалист должен вовремя обнаружить брак, что позволит избежать внезапного разрыва шарика в руках у ребенка;- воздушные шарики не стоит слишком сильно надувать;- перед использованием в играх мыльного раствора обязательно стоит проконсультироваться с врачом-аллергологом;- ни в коем случае не стоит оставлять ребенка одного в комнате с воздушными шарами и с мыльными пузырями;- любые очень эмоциональные игры нужно дозировать по времени и содержанию, чтобы ребенок не переутомился и не перевозбудился.Оксана БАРСУКОВА, педагог-психолог Центра игровой поддержки ребенка детского сада комбинированного вида №690
Комментарии