search
main
0

«Мясо на костях». О желаниях и возможностях вузов Нижегородчины

Известный российский путешественник Федор Конюхов – бакалавр по юриспруденции. Обычный факт биографии, если бы… Учился Конюхов, будучи в кругосветном плавании на яхте. Весь курс обучения прошел в дистанционном режиме, написал дипломную работу о конституционно-правовом статусе острова Питкэрн. И по окончании гонки в порту Кейптауна получил диплом бакалавра Современного гуманитарного института.

Эту историю услышала я от директора Нижегородского филиала СГИ Сергея Жидко. Сейчас примеру Федора Конюхова могут последовать тысячи, миллионы наших соотечественников.

Только в СГИ по России работает около 200 филиалов – учебных центров. Связь между пилотным и учебными центрами осуществляется через спутниковый канал, который обеспечивает скорость прохождения информации на несколько порядков выше, чем интернет. Кроме филиала в Нижнем Новгороде (образован в 1997 году) такие центры работают в Сарове, Арзамасе, Дзержинске, Выксе, Красных Баках, Сергаче, где учатся 4000 нижегородских студентов.

Имеющиеся технические возможности позволили администрации НФ СГИ пойти на своеобразный эксперимент. С сентября 2002 года в Краснобаковском районе начали учиться 55 человек, пребывающих в местах лишения свободы и работающих там. 12 осужденных и 43 сотрудника двух колоний через пять лет вполне могут стать бакалаврами экономики, психологии и юриспруденции. Обучение проходит в дистанционном режиме.

В индивидуальном порядке проходит здесь и другой эксперимент – факультет инвалидов. Пять ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата (трое из них – колясочники) овладевают тонкостями юриспруденции, информатики, психологии. Технология учебного процесса у каждого своя, в зависимости от возможностей, но в основе лежит дистанционная форма обучения. Дело новое, но благое – не каждое высшее учебное заведение предлагает условия для получения образования людям с ограниченными возможностями здоровья.

Безусловно, с введением дистанционной формы обучения предоставляются принципиально новые возможности для получения профессионального образования, самообразования – того, что называется образованием через всю жизнь. Однако возникает и много правовых, организационных, технологических, содержательных аспектов, которые в нашей стране еще никогда не были проработаны. Обучение по дистанционной форме – это электронные учебники, возможность использования спутниковых каналов в режиме он-лайна или что-то другое? Какова здесь роль интернета? Каким образом осуществляется правовое сопровождение такой формы обучения?

Проводимый с 1997 года Министерством образования Российской Федерации эксперимент нашел подходы к решению некоторых проблем. Не случайно министерство узаконило дистанционную форму обучения как реальный вид образовательной технологии, при котором можно выдавать диплом государственного образца. Поэтому происходящее в системе российского образования характерно и для Нижегородчины. Более того, по словам заместителя министра образования и науки Нижегородской области Николая Бабанова, она находится среди лидирующих регионов по развитию дистанционного образования. Об этом свидетельствует в первую очередь деятельность высших учебных заведений. «Сейчас вы не найдете ни одного вуза на территории Нижегородской области – собственно нижегородских, филиальной сети вузов других городов, – которые не использовали бы этой системы, – говорит Николай Бабанов. – Одними из первых (уже более десяти лет) здесь были филиалы Международного института «ЛИНК» в Нижнем Новгороде и в Сарове. Достаточно давно действует система дистанционных факультетов Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Как об активно развивающейся можно говорить о системе дистанционного обучения в архитектурно-строительном университете. Небезуспешно работает и выстроенная по Нижегородской области система дистанционного обучения технического университета.

Совершенно очевидно, что все образовательные учреждения будут развиваться, активно использовать такую форму обучения, но нужны время, финансовые, организационные и прочие ресурсы, чтобы оснастить все учебные заведения минимумом необходимого. Ведь у разных учебных заведений даже внутри региона – разные стартовые возможности, в том числе и по технической части. Поэтому сейчас в Нижегородской области по дистанционному обучению в сфере начального, среднего и даже высшего профессионального образования в целом идет этап, я бы сказал, «наращивания мяса на костях».

Хотя не только в вузах «мясо на костях» уже «нарастили». Об этом свидетельствует опыт Перевозского строительного колледжа. Неудивительно, что на первом Всероссийском конкурсе «Лидер среднего профессионального образования-2002» директор ПСК Алексей Шершнев стал победителем в номинации «Директор – лидер в развитии дистанционных технологий СПО».

Увы, в Нижегородской области он пока единственный. Опрос директоров колледжей и техникумов, находящихся в Нижнем Новгороде, не обрадовал. Что уж говорить о тех, что затерялись в сельской глубинке. Из десятка опрошенных руководителей практически все ссылались на недостаточные технические возможности, отсутствие материального обеспечения. В автомеханическом техникуме к конкретному разговору и вовсе оказались не готовы, просто слышали, что есть форма дистанционного обучения. А вот директор политехнического колледжа Владимир Стрижнев сам закончил по «дистанционке» Лондонский открытый университет, поэтому систему такого обучения считает приемлемой, хотя есть здесь свои плюсы и минусы. Более продвинут в этом направлении и авиационный технический колледж. «Налаживается связь с Центром дистанционного обучения в Москве. Есть учебники, программы, компьютерная техника, которая позволит обучать по такой системе. Нужно только время», – констатирует директор НАТК Владимир Гончаров. В техническом колледже сетуют на то, что нет студентов заочного отделения, имеющих компьютеры и уж тем более – выход в интернет. «А пункты устраивать невыгодно, если в Арзамасском районе, скажем, учится всего один студент. Вот появятся возможности у других – мы и подготовим базу», – говорит директор Владимир Самарцев.

Однако компьютер, интернет, спутниковый канал – это лишь средство доставки информации из пункта А в пункт В. Но нужно понять, что при дистанционном обучении преподносить информацию, как прежде, в режиме транслятора уже неэффективно и невыгодно. Нужно учить новым методикам. Но в педагогических вузах эта одна из важнейших задач пока решается слабо, и не только у нас, а в целом по всей России.

А вот в Нижегородском институте развития образования (НИРО) на пути к ДО идет усиленная подготовка преподавателей и формирование общественно-педагогического мнения по поводу того, как осуществлять дистанционное обучение в области. «Мы отличаемся от других регионов тем, что, имея стройную систему повышения квалификации педагогов в области информационных компьютерных технологий (ИКТ), достигли взаимопонимания и успешности при взаимодействии различных учебных заведений (ННГУ им. Лобачевского, НИРО, Федерация Интернет Образования) в рамках реализации программ в области ИКТ, – говорит проректор НИРО по учебно-методической работе Людмила Шилова. – Такая подготовка у нас позволяет учителям держаться на плаву в море информационных технологий».

Центр компьютерных технологий, созданный на базе НИРО, – первая ступенька в ознакомлении с ИКТ для работников школ, профессиональных училищ и профлицеев (независимо от специальности), приезжающих на курсы повышения квалификации. С тех пор как в институте разместился Нижегородский региональный центр Федерации Интернет Образования, появилась возможность вести подготовку педагогов, администраторов системы образования на более высоком уровне. Кроме всего прочего, здесь обучают некоторым составляющим дистанционной формы обучения – основным принципам и приемам работы с электронной почтой, телеконференциями, чатами, WWW-сервисом, принципам поиска и обработки информации, передачи данных в рамках локальных сетей и глобальном интернете, созданию гипертекстовых страниц и сайтов в рамках выбранной ими тематики проектной деятельности, знакомят с возможностями видеоконференций.

Сегодня НИРО работает над созданием мультимедийной библиотеки, такая же задача ставится и районным информационно-диагностическим центром. Существенную поддержку в этом оказывает «Компания Кирилл и Мефодий», которая бесплатно предоставляет свою продукцию – электронные энциклопедии. Таким образом, компьютерная техника в учебных заведениях не простаивает, хотя доступ к интернету в Нижегородской области пока ограничен: не все районы имеют возможность проплачивать каналы, да и телефонная связь не так уж хороша. В этом случае, минуя интернет, педагоги могут использовать в учебном процессе мультимедийные компакт-диски.

Нижний Новгород

Автор выражает благодарность директору Нижегородского регионального центра Федерации Интернет Образования Д.А. Терешенкову за помощь в подготовке материала.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте