search
main
0

Мякзюм САЛАХОВ, ректор Казанского государственного университета: Время требует “мозгов” и предприимчивости

1 сентября 2002 года студентов Казанского государственного университета встретит ректор Мякзюм Салахов. Студенты, особенно первокурсники, конечно, будут волноваться. Но им, наверное, и в голову не придет, как будет волноваться их ректор. Ведь Мякзюм Халимуллович тоже первокурсник, вернее, ректор-первогодок, совсем недавно избранный и утвержденный на этом посту. Корреспондент “УГ” встретился с профессором Салаховым накануне нового учебного года.

– Уважаемый Мякзюм Халимуллович, как вы пришли к этой работе, какой вуз закончили, кем работали, каковы ваши научные пристрастия и в какой области наук?
– После окончания средней школы в Ульяновске, в 1968 году, поступил на физический факультет Казанского государственного университета. С тех пор моя жизнь неразрывно связана с физфаком и с университетом в целом. Область моих научных интересов – атомная спектроскопия и математическая обработка физического эксперимента.
– Как и почему вы решились стать ректором в такое непростое для вузовского образования время?
– Вообще-то я никогда не ставил себе целью занять высокие административные должности. Меня привлекали научно-исследовательская работа, организация науки. Но в какой-то момент понял, что могу сделать для университета больше, чем делал до сих пор. Конечно, было непросто решиться на то, чтобы предложить свою кандидатуру, и я откровенно делился своими сомнениями с коллегами. Ну вот они и решили меня поддержать. Наверное, и для того, чтобы вместе ответить на вызовы этого непростого времени.
– Каждый претендент на ректорское кресло на выборах что-то обещает своим коллегам, которые должны отдать ему свои голоса. Была ли у вас какая-то предвыборная программа? Что вы обещали своим коллегам сохранить, от чего отказаться?
– Знаете, во время предвыборной кампании я сжато сформулировал свои подходы. Первое: “Традиции и новации”. Второе – тут я обратился к формуле Петра Столыпина – “Вперед, на легком тормозе!”. Вся детализация программы как бы вытекала из этого.
– Есть ли ректор, который для вас мог стать образцом руководителя вуза и почему?
– Для меня как ректора Казанского университета таких фигур две, обе составили целые эпохи в жизни нашего университета. Это Лобачевский, с именем которого связано реальное становление университета в Казани, и Нужин, занимавший этот пост с 1954 по 1979 год. “Нужинское” время для университета – это период его подъема и значительных достижений.
– Казанский университет – это прежде всего университет классический, а потому очень важно сохранять в нем фундаментальную науку. Удается ли это университету? Каким образом удается сохранять научные кадры, привлекать новые и воспитывать собственные. Молодые хотят быть научными работниками или у вас, как и по всей стране, наблюдается “отток умов” за рубеж?
– У Казанского университета те же проблемы, что и у всего высшего образования современной России, включая “утечку умов”. Реально мы удерживаемся на плаву за счет расходования тех интеллектуальных ресурсов, которые были накоплены за предшествующие десятилетия, в 60-70-е годы. Задача как раз и заключается в том, чтобы найти новые стимулы сохранения и развития университета. Идей по этому поводу много: сейчас создаются программы, связанные с подготовкой молодых кадров, стремимся получить статус исследовательского университета. Поиск истины всегда увлекал пытливые молодые умы, и таких среди наших студентов немало.
– Практически ректоры всех вузов жалуются на то, что педагогические коллективы стареют. Есть ли такая проблема у КазГУ?
– Я бы сказал так: возраст педагога – это состояние его духа. Горит огонек творчества – значит педагог на своем месте и в старшем возрасте. В целом же проблема смены поколений никогда не бывает простой.
– Какой студент нынче пришел в КазГУ, какие специальности ему больше всего по душе?
– Наверное, у сегодняшнего студента больше прагматики, чем романтики. Хорошо это или плохо? Это время, а оно требует “мозгов” плюс предприимчивость натуры. По тому, куда охотнее поступают выпускники школ, можно судить об организационно-хозяйственной и о социальной ситуации в стране. Юрфак, экономфак по-прежнему в цене, но все больше конкурс на естественно-научные факультеты: высшей математики и кибернетики, биофак, физфак. Думаю, что это и свидетельство постепенного оздоровления хозяйства страны, и залог его развития.
– Обсуждали ли вы с вашими коллегами идеи внедрения ЕГЭ и ГИФО, собираетесь ли участвовать в эксперименте? Или, может быть, вы сторонник сохранения прежней системы финансирования высшего образования?
– Как все педагоги, мы у себя внимательно следим за этим новшеством – ЕГЭ. Пока еще сами в эксперименте не участвуем, но вот по министерским планам в 2004 году ЕГЭ будет внедряться в 75 регионах России. Так что вопрос о ЕГЭ – это, собственно, уже не вопрос выбора. Думаю, что идеи единого государственного экзамена, Государственного именного финансового обязательства перспективные. Но есть и опасения: не исказится ли в итоге этот хороший замысел…
– Как вы относитесь к подготовке специалистов по госзаказу? Улучшит ли это положение вашего университета, сможете ли вы реализовать эту идею в полном объеме, выпуская специалистов, только нужных республике, России в целом?
– Я бы не стал однозначно отвечать на этот вопрос. Конечно, должна усилиться конкуренция среди вузов, что, верно, неплохо. Однако решения будет принимать чиновник, а у него, как известно, могут быть разные соображения. И не всегда объективные.
– Какие связи налажены у вас с другими университетами? Как складывается международная деятельность КазГУ?
– Казанский университет включен в разветвленную систему научных связей с другими учебными заведениями, включая зарубежные. Речь идет о десятках крупнейших университетов и научных центров мира. Особо тесные связи установлены с университетами в Гиссене (Германия), Каназаве (Япония), с Католическим университетом Лювена (Бельгия), Университетом Гранады (Испания). Одним словом, управление международных связей нашего университета работает в полную силу.
– Как вписывается университет в единое образовательное пространство СНГ?
– А есть ли у нас единое образовательное пространство в масштабах СНГ? Думаю, что тут большой вопрос. Хотя мы и учим небольшое количество студентов и аспирантов из стран ближнего зарубежья.
– Казанский госуниверситет, как известно, ведущее учебное заведение не только в мире, в России, но и в Республике Татарстан. Какой вклад университет вносит в развитие татарского языка, татарской литературы, истории? Что лично вы планируете сделать для того, чтобы этот вклад был еще более значительным?
– Казанский императорский университет был создан в 1804 году как форпост культурного, образовательного и научного освоения востока России. “Восточный” компонент университета знавал разные времена. Сегодня это дело на подъеме: действует факультет татарской филологии и истории, открыта кафедра истории Татарстана на истфаке, вновь образован Институт востоковедения, татарский используется в преподавании на гуманитарных факультетах. Тем самым создается добротная основа для усиления взаимодействия разных культур. Страна-то многонациональная.
– Помогает ли университету президент Татарстана М. Шаймиев?
– Академические свободы, автономия, эти великие ценности и традиции Казанского университета вовсе не противоречат деловому взаимодействию с местными органами власти. Что касается президента Татарстана М.Ш.Шаймиева, то он уделяет постоянное внимание сфере образования. Это мы ощущаем и на себе. Кстати, он председатель оргкомитета по празднованию 200-летия Казанского университета и не раз бывал в наших стенах.
– Что вы ждете от своего первого учебного года в ранге ректора?
– Начинаю в полной мере понимать, что первый год – он для ректора трудный самый.
– Что вы скажете своим студентам 1 сентября, что пожелаете?
– Прежде всего обращусь к нынешним первокурсникам. Я им скажу, что теперь это и ваш университет, и не просто на предстоящие годы учебы в нем. Ведь тот, кто окончил Казанский университет, навсегда считает его своим. Так это было уже без малого 200 лет, что существует Казанский университет. Не буду от них скрывать: час учения сложен. Путь к вершинам знания – непростой, извилистый. Чтобы его достойно пройти, нужны стремление, воля, труд до седьмого пота. Но только так можно стать настоящим профессионалом и зрелой личностью. В таких людях очень нуждается наша Россия.
– На кого вы больше всего надеетесь, верите ли в то, что все задуманное вами обязательно получится?
– Привык надеяться прежде всего на себя, друзей и единомышленников. Кажется, вокруг меня собрались сейчас именно такие люди. Еще надеюсь на весь коллектив, на его стремление поднять Казанский университет на новую высоту. Если это действительно так, то многое из задуманного должно получиться.

Виктория МОЛОДЦОВА

Москва – Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте