search
main
0

Мы звенья одной цепи

Надежда Плотникова, внимательно посмотрев мне в глаза сказала: “А знаете, что мы считаем самым главным? У нас дети красивые”.
Надежда Анатольевна – директор Кунгурской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с умственной отсталостью. И то, что она считает очень важным делом красоту своих учеников, это прежде всего – свидетельство профессионализма учителей и педагогов, работающих здесь. Ведь внешняя пригожесть чаще всего отражение внутренней жизни человека. И чем богаче эта жизнь, тем краше лицо. Так вот, сделать яркой и интересной жизнь детей, которых судьба так сильно обделила (среди них четверо с болезнью Дауна и двое с глубокой умственной отсталостью) – значит сделать ее радостной. Счастливые лица излучают свет.
Свою работу педагогический коллектив каждый год начинает одинаково – с реабилитации… родителей своих новеньких питомцев. Наверное, излишне говорить, какой шок испытывают мамы, которым психолого-медико-педагогическая комиссия выдает рекомендацию определить ребенка в специальную школу. Какими несчастными, подавленными, а подчас и просто раздавленными, сломленными переступают они порог школы в первый раз. Но… Проходит день, другой, месяц… И вот уже глаза мамы начинают смотреть на мир не так затравленно. Затем все спокойнее и спокойнее. И наконец, она улыбается. Ведь она видит: ее сыну там хорошо. Тем более что учителя каждый день рассказывают об очередном его успехе.
Сегодня в Кунгурской школе учатся ребята от 8 до 18 лет. В каждом классе по восемь или 12 детей. И с каждым из них работает социальный педагог Антонида Заика. Она учит детей всему, учит жить среди людей. Ее уроки – это не математика, не чтение, это уроки социальной бытовой ориентировки. Вот, например, тема “Транспорт”. Антонида Степановна знакомит новичков со всеми его видами, но особенно с теми, которыми они пользуются. И если поначалу их привозят мамы или бабушки, то уже довольно скоро многие ребята могут сами добираться до школы. Педагог сначала объясняет, а затем играет с ними, проигрывает ситуации, которые могут сложиться в автобусе. Дети знают , как надо войти и выйти, что такое билет и зачем он нужен. Знают также, что надо уступить место старому человеку. Антонида Степановна всех своих учеников научила правилам гигиены. Она играла с ними в семью. Показывала, как надо правильно вести себя в столовой, на улице. Директор школы Надежда Плотникова отметила ее особую сосредоточенность на детях, предельную внимательность. Она замечает даже маленькие оттенки в их настроении. Ее душа барометр: вот Танечка грустит, а Алешка расшалился, возбужден. Она точно знает, как подойти к каждому ребенку, с какой интонацией заговорить, чем успокоить.
…Однажды Катя повернулась к ней как-то боком, наклонив голову в сторону. Антонида Степановна особенно тепло улыбнулась ей, погладила по волосам. Катя успокоилась… и тут Заика увидела у нее синяк под глазом. Она не стала расспрашивать девочку, но после уроков поспешила к ней домой. Так и есть! Родители запили, скандалят, машут руками. И на увещевание педагога – ноль внимания. Но в школе нет интерната. Что же делать? Антонида Степановна разыскала городской социальный приют и определила туда Катю на пару недель. Все это время она ходила в ее семью “воспитывать” родителей. И воспитала! Мамаша вся в слезах помчалась-таки в приют за дочерью. Должно быть, не навсегда они перевоспитались, но… Заика будет ходить в эту семью, пока Катя не закончит школу.
– А после? – спросила я директора Плотникову. – После-то школы кому будет нужна Катя да и другие ребята?
– Все верно! Коррекционная школа сегодня крайне нуждается в таком педагоге, который помогал бы выпускникам адаптироваться в жизни. Научил бы открывать нужные двери, разговаривать с чиновниками, помог бы устроиться на работу. Собирать документы и справки. Найти жилье. Иначе говоря, нужен социальный педагог-адаптатер.
– Охотно ли ваших выпускников берут на работу?
– Представьте себе – берут! Один наш парень, Федор, даже в ресторане работает – делает салаты. Девочки идут в парикмахеры. Есть выпускник – машину водит. Правда, это не профессия, купил свой автомобиль, но главное: он на это разрешение получил!
Непосредственно в самой школе вместе с образованием ребята получают и навыки некоторых профессий. Любовь Рогожникова разработала свою программу для детей с умственной отсталостью и обучает их обувному делу. Мальчишки и девчонки так ремонтируют тапочки, что и новые не понадобятся. Отличник образования Валентина Титова хозяйничает с девочками в швейной мастерской. Она научила их шить халаты, платья, постельное белье. Леонид Сесюнин закончил политехнический институт, Анатолий Еремеев скоро получит диплом педуниверситета, Татьяна Субботина – резчик по дереву. Все трое обучают ребят столярному делу. Татьяна Николаевна – настоящий художник. Талант. Все свое умение она отдает своим питомцам. Они участвуют в городских выставках детского творчества и даже завоевывают призовые места. Некоторые ученики уходят из школы в техническое училище, становятся столярами-станочниками.
Вообще резьба по дереву для ребят не только, не просто работа. Это одна из форм терапии. Лечение искусством общеизвестно. Дети становятся общительнее, раскованнее, легче открывают душу. Многие в школе замечательно рисуют, занимаются в кружке “Волшебная кисточка”. Я видела выставку рисунков.
Особенно меня поразил “Кот”. Это же надо так глубоко проникнуть в душу животного! Или так внимательно его наблюдать… Кот роскошный. Крупный. Нахальный. Этакий красавец-зверюга. По всему видать, хозяин в доме.
Многие ребята поют в школьном хоре, в ансамбле “Веселые нотки”. Руководит всем этим учитель музыки Ольга Коптева.
Не меньшее место в жизни коррекционки занимает и трудотерапия. Ребята убирают в классах, чистят территорию вокруг школы. Кстати, здание ее знатное, известное во всей округе. В 1867 году здесь была городская управа. В советское время – горком комсомола. И вот теперь его отдали детям. Они съезжаются сюда не только со всего города, но и из нескольких близлежащих сел. Всех школа обеспечила бесплатно проездными билетами.
Летом дети постарше проходят трудовую практику. Вот, например, в прошлом году они отремонтировали овощехранилище. Продукты школа закупает у населения. Экологический отряд чистит берег местной реки Сылвы. За эту работу ребята получают зарплату по 210 рублей. Короче говоря, никто из воспитанников коррекционной школы не становится обузой семье.
Однажды в школу пришли американские миссионеры. Все люди здоровые. Бесед о религии не вели, подарили очень дорогие, по 800 рублей, мячи. Все девочки сразу же повлюблялись в Джона. Джон красивый, высокий, светловолосый. И веселый парнишка. Подошел к нему Алеша Крылов, тоже не лыком шит, хоть и нездоров – умеет шить, ремонтировать обувь. Встали они рядом, и все ахнули: как похожи!

…Все мы звенья одной цепи. И спасибо школе, которая это понимает.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Кунгур

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте