search
main
0

Мы живем в смешанной реальности

Функциональная грамотность и цифровые образовательные технологии

Многие страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И центральным понятием становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое?

– Функционально грамотный человек – это тот, который способен постоянно использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, – рассказала руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАН Галина Ковалева на онлайн-конференции.

Сегодня функциональная грамотность трактуется гораздо шире. Современные дети должны получить не только знания и умения, но также научиться строить отношения и осознавать жизненные ценности. Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) это понятие включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотность, креативное мышление и глобальные навыки. Результаты исследования PISA показывают, что в России около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности.

 

Цифровая личность в образовательном пространстве XXI века?

По мере развития человечества детство не только удлиняется, но и существенно меняется. И российские ученые сегодня об этом даже не спорят, а принимают как факт.

Если два-три десятилетия назад можно было достаточно точно описать успешного взрослого, то сегодня это сделать намного сложнее. В последнее десятилетие на первый план выходит фактор цифровой трансформации, который является одним из самых значимых макропроцессов в современном мире и влияет на все сферы жизнедеятельности человека.

За последние шесть лет интенсивность использования Интернета существенно возросла как у детей, так и у их родителей. Более чем в два раза увеличилось число подростков с высокой и очень высокой пользовательской активностью. Каждый второй подросток от 14 до 17 лет проводит в Сети в среднем 6 часов в день, подросток (и, для сравнения, каждый пятый взрослый) живет в смешанной реальности, о которой начали говорить еще в начале 90‑х годов.

Сегодня в современном обществе и образовательных учреждениях все чаще поднимается вопрос о цифровой личности. Если упростить, то это процесс и результат оцифровки всего – и персональных данных, и индивидуальных потребностей, и деятельности, и отношений, и биографии.

В цифровой реальности меняется ближний круг. Знаменитое число Данбара гласит, что человек способен поддерживать не более 150 постоянных социальных связей. И в это число прежде всего входят самые ближние круги – сначала семья, затем друзья, потом знакомые и незнакомые люди. В Интернете эти круги выглядят совсем иначе. У современного ребенка в ближний круг прежде всего входят друзья, потом незнакомые друзья, затем просто знакомые, а семья остается где-то на периферии. Уже в подростковом возрасте люди достигают уровня 150 социальных связей, согласно исследованиям это примерно каждый третий тинейджер.

 

Новые подходы

Проблемы современного образования кроются в функциональной грамотности не только учащихся, но и самих учителей, так считает заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ Владимир Львовский.

В начальной школе чтение понимается как цель, и детей учат читать, в основной школе чтение должно стать функцией, и от обучения чтению мы должны перейти к чтению для обучения.

Важно научить современных школьников руководить и работать в команде. Учитель должен выступать не как «говорящая голова», а как модератор и консультант при выполнении школьниками технических задач.

Иногда ученику кажется, что он умеет ориентироваться в Сети, что он прекрасно все понимает, тем не менее, скорее всего, навыков обработки информации у него не так много. Наша задача этому научить.

Сегодня в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в школе №1103 реализуется возможность учащихся свободно и безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Развивать функциональную грамотность можно на любом предмете и этапе урока. На уроках математики, физики, химии учащиеся решают практические задачи, применяют нужные формулы, учатся отсеивать ненужную информацию, формируют умение логически выстраивать свой ответ. Соотносят известное с неизвестным, учатся высказывать и доказывать свое мнение. Большую помощь в работе по формированию функциональной грамотности оказывают ИКТ, их используют все учителя нашей школы, начиная с начальной ступени и продолжая в средней и старшей школе. Мы считаем, что современный урок немыслим без презентаций, использования МЭШ, РЭШ и других информационных технологий. Что касается формирования функциональной цифровой грамотности на уроках гуманитарного цикла, то это в первую очередь работа с текстом. На уроках русского языка и литературы мы обучаем учащихся внимательно читать текст, выделять ключевые слова, определять основную мысль, заглавие, вычленять проблему, поставленную автором, и высказывать свое мнение, широко используются задания творческого характера с поиском дополнительной информации. В сети Интернет отлично работают методы обучения функциональной грамотности в метапредметной среде, например, уроки география-русский, биология-химия, математика-информатика. На таких комплексных уроках можно решить много практических задач. Таким образом, в нашей школе успешно и активно ведется работа по формированию цифровой функциональной грамотности в образовательной среде.

Мы считаем, что цифровая грамотность – это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умением коммуницировать с людьми в новом социальном пространстве. Цифровая грамотность также способствует созданию и использованию контента с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования. Использование цифровых образовательных ресурсов может быть очень эффективным инструментом обучения, воспитания и развития школьников и подготовки их к жизни в цифровом обществе, именно такие задачи ставит перед нами современная жизнь в век цифровых технологий.

Марина РОДИОНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1103

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте