search
main
0

Мы живем в прошлом веке, а наши питомцы – в нынешнем

Одна из самых главных проблем современного российского образования заключается в неготовности общества к принятию самой идеи внутренних, глубинных изменений во всей школьной жизни. Причем неготовность учителя и по своим взглядам и профессионализму играет большую роль, нежели финансово-экономическая. Сущностное изменение образования предполагает прежде всего изменение функций педагога. Он из основного носителя и транслятора информации, из главной контролирующей и оценивающей стороны должен стать посредником между ребенком и культурой, ребенком и обществом. Роль такого посредника – управление обучением школьника. Традиционная схема учебного процесса (“восприятие – внимание – понимание – запоминание – воспроизводство”) делает звено “понимания” не только несущественным, но даже необязательным. Функции педагога, сводимые к трансляции, контролю усвоения и соотнесению знаний и умений учащихся с олицетворяемыми им нормами, не требуют превращения понимания в цель и желаемый результат образования. Роль учителя как посредника между пространством культуры и обучающимися целиком ориентирована на понимание кодов и схем упорядочивания опыта как в его актуальности, так и в динамике, обращенной в прошлое. Это обеспечивает возможности ориентации в бесконечном мире информации и постоянно меняющихся традиций, где условием продуктивности информационного поиска и анализа становится именно понимание в его многообразных модулях.
Для того, чтобы учитель выполнял такую роль, ему надо уметь оценивать собственную деятельность, размышлять и менять свои представления о реальном состоянии, структуре, тенденциях развития общества и культуры. Если педагог этого не делает, то он предлагает ученикам представление о структуре и динамике познавательного мира, которое соответствует представлениям прошлого. Таким образом, он явно или неявно раскрывает перед детьми остановившуюся картину мира, и воспроизводит уже отжившие отношения и понятия. В обычной школе это зачастую выливается в ситуацию, когда мало адаптированный к реальным социальным отношениям педагог вынужден готовить ученика к включенности в эти отношения.
Если признать, что мировосприятие российского ученика сегодня чаще всего в немалой степени расходится с мировосприятием преподавателя, то проблема неэффективного обучения может быть переведена в плоскость несовпадения самих схем этого восприятия и, следовательно, кодов общения. Вектор понимания сегодня направлен не от педагога к ученику, а к ученику от общества. “Успешности” ребенка учат живые социальные отношения, школа же выпадает из этого процесса. Этому есть объективные объяснения – сегодня система образования развивается с меньшей скоростью, чем современное общество.
Институт образования в принципе не может выйти из кризиса за счет внутренних ресурсов, он слишком зависит от внешних условий. Поэтому попытки российской школы в очередной раз поставить перед собой задачу формирования гармонично развитой личности в негармонично развитом обществе едва ли могут быть реализованы. Педагогический корпус перестает быть носителем и источником современных культурных ценностей, смыслов, норм. Для того чтобы “окультуривать” других, необходимо самим присвоить традиции и ценности, становление которых мы наблюдаем, с другой стороны – суметь объяснить целесообразность и форму взаимодействия молодого поколения с прошлым культурным опытом. Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие, и педагоги, по идее, должны занять место взрослых, способных стать посредниками между традицией и модерном.
Почему неплохая в целом обученность наших детей не становится образованностью гражданина? Роджер Бэкон еще в ХIII веке говорил как минимум о двух способах приобретения знания – “через доказательство” и “через опыт”. Эта истина нисколько не устарела. Внимание обучаемого надо не только привлечь, но и удержать, а интерес – не только пробудить (возбудить), но и сформировать его длительность и напряженность. В нашей же школе упор традиционно делается на передачу знаний академическим путем, когда школьники усваивают предлагаемую им педагогами информацию, не обсуждая и не проверяя ее самостоятельно на “прочность”. Но это только часть проблемы. Отсутствие гражданских навыков порождается еще и тем, что организация всей внутренней социальной среды сегодняшней школы не соответствует принципам демократического, правового, гражданского общества. Любая школа создает в своей внутренней среде через систему целей, способов и условий деятельности определенную модель общества. Для ученика – это та среда и те отношения, которые он впитывает на протяжении 10 лет. Если мы хотим видеть наше общество демократическим, то организация жизни школы должна уже сегодня способствовать формированию гражданина такого общества. Забывание части знаний по тому или иному предмету после окончания школы (и, возможно, весьма значительной части многих предметов) менее опасно для ученика и общества, чем неспособность быть гражданином страны, включаться в нормальные социальные отношения и тем самым создавать их. А эта роль во многом определяется опытом тех отношений, которые дал ребенку уклад жизни школы.
В новом курсе “Мой выбор”, подготовленном авторским коллективом: Ириной Ахметовой, Татьяной Ивановой, Андреем Иоффе, Петром Положевцем и Галиной Смирновой, можно увидеть хороший образец того, как учителя могут научить школьника познать тот мир, в котором мы живем и где наши дети скоро будут играть равную со взрослыми роль, через личный опыт. Ценности и нормы не даются им в виде аксиом и готовых к усвоению, т.е. фактически запоминанию схем, а как некие идеи, которые сначала надо доказать себе, прежде чем принять их. Ученику приходится пройти всю дорогу – от истории возникновения, скажем, идеи государства до ее сегодняшнего воплощения – и решить для себя, почему та или иная модель государства лучше, справедливее, эффективнее. Именно так и становятся гражданами.
Но проблема, видится мне, все же не исчезает и после появления этой или любой другой хорошей программы. То, о чем я говорил в своем долгом вводном слове, имеет прямое отношение и к этому замечательному курсу. Гражданином за 12, даже самых замечательных, уроков не делаются. Создать изолированный от окружающего мир внутри одной классной комнаты можно, но на один урок. Если все учителя на протяжении всего времени обучения ребенка в школе сознательно, а не по разнарядке не живут со всеми своими детьми по принципам, развиваемым авторами этого курса, то эффект его краткосрочен, а влияние – недолговечно.

Борис ДЕМИДОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте