search
main
0

Мы живем, покуда верим!

​Простые слова русской пословицы «Век живи – век учись», многократно подкрепленные высказываниями великих писателей, педагогов, философов, в полной мере можно отнести и к школьному учителю. «Уча, учимся» – когда-то это изречение римского философа Л.А.Сенеки заставило меня, студентку педвуза, переосмыслить первоначальное представление о своей будущей профессии. Всю свою учительскую жизнь я убеждаюсь в мудрости, заключенной в этих двух похожих словах.

Когда я только готовилась стать педагогом, открытием и потрясением для меня стало стихотворение Р.Рождественского: «Учитель – профессия дальнего действия, // Главная на Земле!» Эти строки любил повторять Владимир Абрамович Караковский, директор школы №825 и мой Учитель. Для моей школы (ее статус не раз менялся, неизменным оставались номер – 825 – и имя директора – Владимира Абрамовича Караковского) я и ученица, и учитель начальных классов. В памятный для меня первый рабочий день мой отец сказал с гордостью директору: «Второй раз привел вам свою дочь, теперь уже молодую учительницу». «Плоха та школа, где дети не стремятся стать учителями», – ответил тогда Владимир Абрамович.Я была и остаюсь его ученицей. Мое кредо – верность школе №825. Мне близка ее философия, понятен ее маршрут, я горячо убеждена, что школа должна, обучая, воспитывать, ведь «знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Нет воспитания личности вне коллектива!Удивительный мир созданной Владимиром Абрамовичем педагогики добротворчества не перестаю открывать для себя и сейчас. Какое мудрое и… непопулярное сейчас слово – добротворчество! Созидание добра, воспитание добром. В профессиональном кодексе педагога школы №825 сказано: «Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя». В нашем коллективе сложился уникальный опыт детско-взрослых отношений, практический гуманизм мы считаем главным механизмом воспитания личности. С годами я поняла, что даже мотивация учебной деятельности обусловлена отношениями между учителем и школьником, формирующимися в свободном общении и внеурочной творческой деятельности.Давно сложившаяся в школе и разумно обновляемая система коллективных творческих дел позволяет мне раскрыть потенциал каждого ученика и свой собственный, создать в классе особый деятельный микроклимат и условия для добротворчества. Вместе с моей коллегой И.Нуждиной мы разработали и провели немало межвозрастных и межпредметных занятий: «Удивительный космос», «Я в гости к Пушкину спешу», «Не забывайте грозные года», «Как учились наши предки»… Все они кроме знаний обогащали наших учеников опытом взаимодействия, возможностью проявить заботу о младшем, ощутить ответственность за порученное дело и радость от полученных результатов. Вместе мы стараемся создавать ситуации, развивающие культуру переживаний учеников и их ценностные ориентации, реализуем воспитательные возможности различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой, художественной), поддерживаем конструктивные усилия родителей.В профессии учителя всегда есть риск авторитаризма, спасение от которого, на мой взгляд, заключается в рефлексии и самокритике.Пушкинский день, праздник песни, праздник знаний, рассвет Победы, коммунарский сбор, праздник чести школы – это опорные, ключевые дела нашей школы, в которых участвуют учителя, дети, родители как равноправные и ответственные партнеры. В октябре школа живет Пушкиным и Лицеем: проводят пушкинские уроки, конкурсы чтецов, викторины, ждут своих гостей литературные салоны… Мое открытие Пушкина происходит на протяжении всей жизни: «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя»; «Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль?» Или: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие…» В ноябре 2014 года школа жила праздником песни, посвященным 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Я убеждена: этот праздник был необходим моим первоклассникам, пока еще слишком немногое знающим из истории России и постигающим ее славные страницы через песню.Бесценным для меня стал опыт моего учителя по созданию педагогики сотрудничества. Ученик – индивидуальность, творческая личность, потребности и способности которой учитель помогает раскрыть в полной мере. Со-творчество, со-трудничество – это совместная и равноправная деятельность учеников, педагогов и родителей. «Человек – мера всех вещей» – трижды справедливо это высказывание по отношению к ребенку. Я уважаю своих учеников, верю в них.Каждый школьный день – открытие: для меня – познание мира ребенка, для ребят – открытие и познание мира. Я не стесняюсь учиться у своих учеников, юных музыкантов, художников, спортсменов, танцоров. Ученики щедро делятся со мной своими достижениями, открытиями, сомнениями, своим счастьем. Не так давно меня пригласили на концерт мои 11-летние выпускники, я по-новому услышала в их исполнении стихи Вероники Тушновой: «Мне говорят: // нету такой любви. // Мне говорят: // как все, // так и ты живи!»«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным», – сказал Константин Симонов. У меня два высших образования, но я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, не устаю совершать открытия, ведь жажду познания может заронить в детей лишь тот, в ком она есть. Я умею находить радость в труде и учу этому своих учеников. Важная для меня педагогическая тема – формирование разновозрастного коллектива, ведь дети хорошо учатся друг у друга. В нынешнем году мои ученики-первоклассники будут сотрудничать с ребятами 4-го класса, а в следующем уже будут делиться опытом с новыми первоклассниками.С введением ФГОС каждый учитель оказался в ситуации ученичества: информационно-коммуникационные технологии, предметные, метапредметные и личностные результаты, деятельностный подход – все это требует изучения и апробации. В прошлом учебном году я заняла I место в городском конкурсе «Урок в Москве. Деятельностный подход». Главное, чтобы за цифрами, фактами и результатами учитель продолжал видеть Ребенка, Ученика, Человека!Через ум, сердце и душу учителя проходят в своем развитии все люди. Трудно сказать, где заканчивается его влияние. Насколько же велика роль и ответственность педагога, если нельзя измерить границы его влияния на Человека, Ученика, проходящего в своем развитии через ум, сердце, душу Учителя?!Дорога учителя – путь веры и верности. Веры в себя, в ученика, в профессию, верности себе и Школе. Вера в себя и в свои силы без неустанного каждодневного (часто рутинного) педагогического труда перерастает в самоуверенность. Мое кредо: «Не позволяй душе лениться!» Предъявление к себе самых высоких требований, честное отношение к делу, неустанный творческий поиск, неуспокоенность. Чтобы «зажечь ребячьи души», учитель должен излучать свет, удивлять, искать и находить источники творческого вдохновения, развивать в себе незаурядность, быть одержимым идеями, бороться с равнодушием, поддерживать новое и передовое и не отторгать бесценный опыт прошлого.Ребенок для меня – это равноправный субъект взаимодействия. Люблю детей, учусь у них, дорожу их мнением и уважаю в них личность, стараюсь не ранить, не навредить. Ребенок, выросший в окружении добра, должен сам научиться делать добро и испытывать от этого удовольствие. Мои ученики выступают в детских садах, перед ветеранами в пансионате «Коньково» и социальном жилом доме «Марьино», на сцене Центрального музея Великой Отечественной войны, изготавливают открытки к праздникам для ветеранов и пожилых людей. Мой класс – участник московского форума «Семейные реликвии. Помним. Гордимся. Храним», благотворительных фестивалей и акций «Доброе сердце» и «Центр – Добро – Ты».«Каждый выбирает для себя…». Родители моих учеников выбрали для обучения своих детей мою школу, выбрали меня первым учителем своего ребенка. Главное событие в школе – это Урок, требующий уважительного отношения к отведенному времени, собранности, серьезности, строгости учителя, доступности, наглядности, актуальности учебного материала, внимания к ответу ученика, дисциплины, конечно же, современных технологий и методов ведения урока, личностно ориентированного подхода.Хорош тот урок, где есть элемент незаконченности, побуждающий ребенка к новым, самостоятельно совершенным открытиям, а этому, безусловно, способствуют деятельностный подход и проектная деятельность, побуждающий диалог, проблемная ситуация и исследовательская работа… Я победитель городского конкурса «Урок в Москве. Деятельностный подход», однако убеждена в том, что педагогика – наука меры, что недопустимо пренебрегать традиционными, проверенными опытом формами и методами работы и забывать о первостепенной роли учителя на уроке. Как режиссер своих уроков, я не люблю однообразия, ни один мой урок не похож на другие.Какой я учитель? Строгий и справедливый, добрый и требовательный, отзывчивый и увлеченный, неугомонный и азартный. Счастливый учитель!Я верю в способность моих учеников самостоятельно справляться с учебными задачами, не страшно, что на этом пути они совершают ошибки, ведь их всегда можно исправить. Никогда не забываю похвалить ребенка, нахожу для него добрые слова. Люблю, когда ученики спрашивают, советуются, не соглашаются. Учу их спорить. Мне нравится, что каждому из них я могу помочь стать самим собой.Когда звенит звонок с последнего урока, я думаю о завтрашнем дне, который снова проведу в нелегком, но столь необходимом мне и моим ученикам учительском труде.Ольга ЗУБОВА, учитель начальных классов школы №825

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте