Итак, то, о чем так долго говорили в министерствах обороны и образования, свершилось. Правительство утвердило Федеральную программу “Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года”. Думается, в какой-то мере этот документ можно считать революционным. Важность его для обороны и безопасности нашей Родины определяется тем, что система военного образования является основным источником комплектования офицерами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а повышение эффективности ее функционирования отнесено Военной доктриной РФ к числу основных направлений развития военной организации государства.
Конечно же, в одной газетной публикации просто немыслимо охватить все стороны такого многопланового, сложного процесса, как реформирование российской военной школы. Поэтому сегодня, начиная разговор на эту важную тему, мы коснемся лишь некоторых из них.
“Нас уже не хватает в шеренгах по восемь…”
Сейчас о тех временах, когда происходило становление системы военного образования в нашей стране, можно вспоминать исключительно с ностальгией. Однако факт остается фактом: то был период стабильного финансового и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил и других войск. Это позволяло за счет расходов в области обороны и безопасности государства поддерживать не только необходимый научно-педагогический потенциал военно-учебных заведений, но и удовлетворять их потребности в новейших видах вооружений и военной техники, проводить систематическую модернизацию материально-технической базы. Именно на этой основе обеспечивалась подготовка офицеров в полном соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Нелишне вспомнить, что еще совсем недавно средняя продолжительность военной службы офицеров составляла 20-25 лет, что позволяло практически полностью восполнять число ежегодно увольняемых с военной службы офицеров только за счет выпускников военно-учебных заведений.
За последнее десятилетие положение коренным образом изменилось. Порядок прохождения военной службы по контракту, введенный в 1993 году, законодательно предоставил офицерам возможность увольнения с военной службы через 5 лет после окончания военно-учебного заведения. Затраты на их подготовку в военно-учебных заведениях, которые и сегодня в несколько раз превышают расходы на подготовку гражданских специалистов по аналогичным специальностям, не компенсируются. Одновременно существенно расширился перечень оснований для досрочного увольнения офицеров с военной службы…
Эти факторы, а также снижение за последние десять лет уровня материальной обеспеченности военнослужащих, обострение их социальных проблем привели к тому, что количество офицеров, ежегодно увольняемых с военной службы, стало значительно превышать их выпуск из военно-учебных заведений. В итоге военные вузы оказались не в состоянии полностью обеспечивать потребности Вооруженных Сил и других войск в офицерских кадрах. Не оправдались и надежды на призыв офицеров запаса, на добровольное поступление граждан на военную службу по контракту. На практике эти меры в количественном и качественном отношении оказались не способны решить кадровые проблемы.
Но у медали, как всегда, оказалось две стороны. С 1990 по 2001 год произошло существенное сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. При этом сеть военно-учебных заведений не была сокращена в соответствующих пропорциях. В результате возникло избыточное количество малочисленных военных вузов, не обладающих необходимой материально-технической базой и научно-педагогическим потенциалом для в качественной подготовки офицеров. Кроме того, их содержание увеличивало удельную стоимость подготовки одного офицера.
“Лишние” военно-учебные заведения, по мнению специалистов, не позволяют провести модернизацию их материально-технической базы в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки офицеров. В результате профессиональная подготовленность их выпускников неуклонно снижается, особенно это касается их практических умений и навыков. А коль так, то для устранения избыточного количества малочисленных военно-учебных заведений и достижения необходимого эффекта от капитальных вложений в материально-техническую базу остающихся военных вузов решено провести комплексную межотраслевую оптимизацию всей системы военной школы.
Почему межотраслевую? Да потому, что сложившаяся отраслевая структура финансирования подготовки офицеров не позволяет направить средства на реализацию межотраслевых инновационных проектов, связанных с разработкой государственных образовательных стандартов, участием гражданских высших учебных заведений в подготовке офицеров.
Есть и еще один аспект. Из-за несовершенства законодательства, регламентирующего вопросы заключения контрактов о прохождении военной службы с курсантами военно-учебных заведений, в последние годы существенно возросли масштабы их отчисления из-за недисциплинированности и нежелания учиться. При этом надо учесть тот факт, что государство несет значительные материальные убытки, связанные с нарушением курсантами обязательства проходить военную службу в течение установленного контрактом срока.
Одним словом, опыт проводившихся в последнее десятилетие преобразований показал, что для решения многих проблем подготовки требуется принятие отдельной федеральной программы, позволяющей координировать действия всех федеральных органов по вопросам реформирования системы военного образования.
Завтра будет лучше, чем вчера?
Итогом проведенной работы стало утверждение Правительством России в конце мая нынешнего года Федеральной программы “Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года”. Ее координатором определено Министерство обороны, а основным разработчиком стало Управление военного образования.
Цель реформирования существующей системы военного образования обозначена четко: приведение ее количественных и качественных параметров в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил РФ и других войск.
В ходе ее реализации предстоит решить целый комплекс задач. Среди основных: создание организационно-правовых и экономических условий для полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета, выделяемых на их подготовку, повышение качества военного образования и повышение эффективности управления им.
Претворять намеченное в жизнь планируется поэтапно. Первый этап: 2003-2005 годы, второй – 2006-2010 годы. Главная задача первого этапа: на основе проведенных научных исследований создать организационно-правовые и социально-экономические условия для совершенствования системы военного образования. На втором этапе будет проведена ее полномасштабная модернизация.
“По векселям” придется платить
Программой предусмотрен ряд новаций. В частности, предполагается увеличить продолжительность первого контракта, заключаемого курсантами вузов, с пяти до десяти лет. Эта мера обосновывается тем, что действующая “пятилетка” первого контракта не компенсирует затрат на обучение и содержание курсантов.
Будут также пересмотрены основания и порядок их отчисления из военно-учебных заведений. Недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться будут рассматриваться как невыполнение или отказ от выполнения условий заключенного контракта со всеми вытекающими последствиями.
И, наконец, будет разработан реальный, законодательно закрепленный механизм гражданско-правовой ответственности военнослужащих за невыполнение ими условий контракта.
Таким образом, тот, кто пришел в военный вуз с целью получить бесплатное образование, а заодно “откосить” от срочной службы, вынужден будет компенсировать государству все затраты. Иными словами, “по векселям” – обязательствам, взятым на себя при подписании контракта теми, кто изъявил желание пройти курс обучения в военном вузе и стать офицером, в будущем придется нести ответственность.
Программа определяет также, что перспективным источником пополнения офицерского корпуса может и должна стать гражданская высшая школа. Введению такой формы подготовки офицеров будет предшествовать эксперимент на базе трех разнопрофильных гражданских вузов, который позволит определить оптимальную организацию и систему финансирования такой подготовки.
“Правила игры” диктует экономика
“Нерациональное расходование средств”, “содержание избыточного количества малочисленных вузов”, “эффективное использование бюджетных средств”… Все эти, как и многие другие проблемы высшей военной школы, что называется, на слуху долгие годы.
Задачу более рационального и экономного расходования средств, выделяемых на подготовку военных кадров, выводит на первый план экономика, ее состояние, ее реальные возможности. Таково веление времени. В связи с этим программой намечен целый ряд мер. Среди них пересмотр перечня военных специальностей, сокращение количества должностей, занимаемых офицерами с высшим профессиональным образованием, “секвестр” сети военных вузов, передача гражданской высшей школе части кадрового заказа на подготовку офицеров по некоторым военным специальностям.
Снизить расходы на подготовку российских офицеров планируется также за счет уменьшения сроков обучения по отдельным специальностям с 5 до 4 лет, сокращения отчислений курсантов в процессе учебы, широкого внедрения в образовательный процесс ресурсосберегающих технологий обучения.
“Цена вопроса”
В правительственном документе определена и “цена вопроса”. Финансирование программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета по разделу “Военная реформа”. Объем ассигнований на реализацию мероприятий первого этапа программы, за исключением расходов на мероприятия по оптимизации сети военно-учебных заведений, составит 401,4 млн. рублей, в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 16,6 млн. рублей, прочие расходы – 384,8 млн. рублей. Объем ассигнований на реализацию второго этапа будет определен с учетом результатов выполнения мероприятий первого этапа.
Виталий ДЕНИСОВ
Комментарии