search
main
0

Мы зажигаем свечи. Из переписки с другом-коммунаром

Вначале представлю своего адресата. Сергей Поляков – конечно же, уникум. В великолепной книге Андрея Русакова «Эпоха великих открытий в школе 90-х годов» о нем так и сказано: «Одна из профессий профессора Сергея Даниловича Полякова – преподаватель фантастики. Уже не один год он читает ульяновским студентам-физикам курс фантастической литературы. Впрочем, подозреваю, что вряд ли он удерживается – и обсуждает фантастику только с литературных позиций…»И физика, и фантастика тут на месте. Учась в школе, Сережа, как говорится, подавал серьезные надежды в области физики.

У него блистательный естественно-научный склад ума. Я всегда считала его больше физиком, чем лириком. Впрочем, в середине и конце шестидесятых годов очень многих из нас, тогдашних старшеклассников, затянула из физиков в лирики гуманитарно-педагогическая стихия зарождающегося коммунарства, приобщив через Всероссийский лагерь «Орленок», образец, эталон, модель которого одухотворенно и с восторгом проживали мы на коммунарских сборах, к всепоглощающей «страсти будущего».«Звездный мальчик» – так называли его друзья по юношеской коммуне в Ульяновске в 60-х, созданной вообще без взрослых. С тех пор он накрепко прикипел к тому, что сухо зовется коммунарской методикой. Кандидатскую и докторскую защищал в лаборатории Людмилы Ивановны Новиковой, работал зам. директора по воспитанию в школе Цейтлина, где мы с ним вместе с моим клубом «Алый парус – Комбриг» проводили коммунарские сборы в 70-е годы…С тех пор отслеживает процессы в детско-юношеском движении. Вот теперь – переписка за несколько лет.Из письма Ольги Мариничевой Сергею Полякову в Ульяновск, январь 2008 года…Ну вот, Данилыч: конференции прошли, диссертации по педагогике сотрудничества защищены, по коммунарству тоже. В одной из своих новых книг после многолетних исследований ты пришел к выводу, что от всех педагогических инноваций (как и всегда в России) остается, говоря по-русски, один пшик. Хоть от Шаталова (остались в массовом сознании лишь «опорные конспекты»), хоть от коммунарства – «свечки». (Для читателей напомню, что это когда ребята сидят по вечерам у костра (если лето) и либо обсуждают прожитый день, либо говорят друг о друге. Правда, в лагере «Новой цивилизации» дети сидели в своих палатках вокруг фонарика. (Я приехала туда в лето ареста Ходорковского – спонсора и создателя этой системы.) Ну а если сбор проводится зимой в помещении, то во время огонька (он же разбор дня) коммунары зажигают свечи…)Так что, просто зажигаем свечи? Даст Бог, не только поминальные.Но ты, как всегда, продолжай держать руку на пульсе.Жду вестей. О.М.P.S. Вспомнилась отчего-то песенка нашего Олега Газмана, пусть земля ему будет пухом:Тихо, чуть-чуть виновато,Друзья, мы песни петь умеем.Чужого не надо таланта,Мы человека согреем.Знаете что, ребята? Давайте грустить не будем -В жизни лишь то и свято,Что оставляем людям…Сергей Поляков – Ольге Мариничевой, январь 2009 года….Оля! В ответ на твои вопросы и проекты попробую высказаться, что я на сегодняшний день понимаю про коммунарство, чтобы было сравнение наших пониманий.Во-первых. «Классическое» коммунарство (от 1960-х через 1970-е к началу 1990-х) существовало в двух формах: как педагогическое движение и педагогическая технология и как социальное юношеское движение. Разумеется, они пересекались, а то и были слеплены (особенно в шестидесятые годы).Отличались они по устремленности.В педагогическом движении технологии (КТД – коллективные творческие дела, сборы, прочее), построение особого стиля отношений и образа жизни временных коллективов (кстати, это важно, что временных) были средством достижения педагогической цели: воспитания творческих коллективистов-общественников.В социальном юношеском движении стиль отношений, общения, образ жизни как воплощение социального стремления улучшить окружающую жизнь, в том числе жизнь своего сообщества, были целью, а всяческие воспитательные эффекты – ресурсом для наращивания социальной устремленности.Разумеется, эти формулировки абстрактны – в чистом виде они не реализовывались почти никогда, были смешаны друг с другом.В конце 1980-х и особо в 1990-е годы в педагогическом движении все более видной становилась не целевая, а технологическая сторона коммунарства, прежде всего в форме технологии КТД, что было, конечно, снижением его смысла и силы (этот процесс, по-видимому, был неизбежен и закономерен). Целевая направленность удерживается ценностными устремлениями лидеров, но десятков и сотен тысяч лидеров никогда не найдется.Сейчас в педагогической реальности коммунарская педагогика как часть почти традиционной педагогической культуры (но отнюдь не лидирующая, не преобладающая часть) кое-где есть (сужу по Ульяновску, интернетовской информации и методической литературе). И полноценные КТД, недолго поискав (но поискав!), можно найти, и сборы проводятся (высокого уровня у того же Караковского, в рязанской школе Мысюк, в Островской гимназии в Псковской области и даже в школе в селе Акшут Ульяновской области). Так что классическая коммунарская педагогика, как островочки, которые, может быть, и не сужаются, но и не растут, как искомая альтернативная педагогика теплится. И расцвета в этом виде коммунарства, скорее, не стоит ждать.Интереснее действительно то, что иногда называют посткоммунарством. Будем называть этим словом все новые феномены (конец 1990-х – 2000-е годы), на которые что-то из коммунарской педагогики или юношеского движения повлияло. Определить их трудно, потому что сами деятели или идеологи этих феноменов иногда не осознают, что откуда они взяли или под влиянием чего они придумали свое. Все же назову четыре примера: «Новая цивилизация», «Скауты», «Психологические марафоны Битяковой», «Наши».В рамках моего понимания технологически «Новую цивилизацию» придумали Александр Прутченков и люди его круга, но идеологически деятельная роль лидерства в ней была у Ермилова. (Кстати, Прутченков еще в 1982 (или 83-м) году проводил деловую экономическую игру у Караковского!)По Прутченкову, «Новая цивилизация» трехслойна:    сложная многодневная социально-экономическая игра;    школьная демократическая республика;    подростково-юношеское движение.Прутченков – блестящий технологист (игра хороша), но на уровне «демократической республики» нередко начинается «комсомол»: «президенты», «министры», хотя они выбираются по-новому, а дальше начинается… «мы власть, а вы кто…». Кстати, сам Прутченков осознает этот феномен и, в общем-то, знает противоядие, но в школах…Был ли Ходорковский для всего этого только крышей или сам чего-то понимал – не знаю. Скауты. Я иду от ульяновских скаутов и материалов, что они мне давали. (Кстати, «Новая цивилизация», особенно в лагерных вариантах, весьма скаутская организация – под влиянием, вероятно, Ермилова.)В повседневной практике скауты пытаются быть правильными скаутами (по западным классическим образцам), но как только они устраивают лагерь, в планах смен появляются КТД, огоньки (!) и прочие хорошо знакомые нам вещи, которых у «классиков» скаутинга нет.«Битякова» – это ближе всего к газманским программам для учителей 1989-1995 годов, но более насыщено психологическим содержанием (из коммунарской классики: что-то вроде огоньков, творческие выступления отрядов, мощная пресс-центровая деятельность). О «Наших» я тебе лично много писал, вывод однозначен: блестящая (!) манипуляция (!!) сознанием юношества с использованием мощных социально-психолого-технических средств, в том числе и тех, что были в коммунарстве 60-х (возвышенная цель, пространство активности, рефлексивность – вернее, имитация всего этого…)….Собственно, все юношеские и молодежные движения можно легко разделить на два типа:    «Мы лидеры, сила, будущая власть»;    «Мы улучшаем окружающую жизнь».Конечно, в «умных» движениях есть то и то, но в «Наших», в «Молодой гвардии» (это более глупый проект) преобладает первое – лидерство, власть.Но тогда это не общественное, а политическое движение.Из моих знакомых двое работали тренерами в их лагере на Селигере. Лейтмотив: мощное, эффективное зомбирование. Окончательное политизирование. Хотя все это логично, но грустно – место молодежного, юношеского социального, неполитического движения по-прежнему вакантно…Бодрости тебе, мира в душе и чуть-чуть, капельку, свершающейся утопии. Твой С.ПОЛЯКОВОльга Мариничева – Сергею Полякову, февраль 2011 года…Не понимаю, почему ты не рассматриваешь нигде деятельность СПО – ФДО? То, что придумали и сделали Волохов, Штейнберг, Кочергин, Фридман and KО, – никакое не post, а тогда уже new-коммунарство!Подключилась к их системе, ты это знаешь.Получилась Большая Социальная Игра для молодежи и подростков «Ключи от Утопии». Старшие – Маэстро игры, вожатые – Магистры игры, детвора – юные Волшебники.А огонек ребята сами назвали недавно «Скифский круг», когда вокруг свечки или костра передают по кругу красивую кружку с глинтвейном (для вожатых) или травяным чаем (для подростков).Такие вот дела.До встречи в эфире и на new-коммунарских сборах по всей России, СНГ, а тут еще и Греция затребовала у Костромы, столицы вожатского края, тамошних вожатых. Салют тебе!Твоя непутевая О.М.P.S. Новогоднюю открытку твою прочесть до конца невозможно – то ли мне лупа нужна, то ли у тебя руки трясутся. Чай не молодежь. На днях мне – 60 лет. Ура?Как пел Газман: «Драма ведь не в том, что мы стареем, – в том, что остаемся молодыми…»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте